ИЗ ВАРЯГ ДА В ГРЕКИ

В Очаковском морском порту заложено необычное деревянное судно. Четыре столетия назад запорожские казаки ходили на таких к крымским и турецким берегам, чтобы отомстить за кровавые набеги на украинские земли. В июне прототип казацкой "чайки" отправится из Киева в свою первую экспедицию. Автор и вдохновитель уникального строительства - киевлянин Сергей Воронов намерен воссоздать быт и обстановку давно ушедших эпох и практикой подтвердить или опровергнуть многие гипотезы историков.

Например, определить реальное время прохождения древних кораблей по историческому пути "из варяг в греки".
Тысячу лет назад от скандинавских берегов до греческих портов по водным путям, пролегающим по территориям нынешних России, Белоруссии и Украины, проходили караваны торговых судов. Но как именно совершались экспедиции тогдашних торговцев? Успевали они преодолеть огромный путь в одну навигацию или им приходилось где-то останавливаться на зимовки? Сколько времени было нужно, чтобы преодолеть тот или иной отрезок пути? На эти вопросы ответить можно лишь с помощью эксперимента.
- Мы как бы погрузились в жизнь IX-Х веков, - вспоминает Сергей Воронов. - С современностью нас связывали только поиски спонсоров, способных помочь в строительстве судна. Рылись в летописях, общались с историками, археологами. Яхтсмен Алексей Швайдак спроектировал, а черниговские судостроители буквально за три месяца построили прототип древнеславянской ладьи, которую мы окрестили "Княгиней Ольгой".
Первый поход от Киева до Стамбула был совершен летом 2000 года. Еще через год путешественники преодолели путь от берегов Финского залива до Киева - через Ладожское озеро, реки Волхов, Ловать, перетягивая судно по суходолу волоком, спускаясь по Днепру. За две навигации был пройден путь "из варяг в греки" длиною более четырех тысяч километров.
Сегодня "Княгиня Ольга" стоит на территории киевской Морской школы. А Сергей Воронов с товарищами строят прототип казацкой "чайки" середины XVII века.
Память об этих легких судах (сотни которых объединялись в могучие флотилии для боевых походов к берегам Крыма и самой Турции и при этом не боялись вступать в бой с крупными военными парусниками турецкой эскадры) сохранилась во множестве украинских песен, преданий, в летописях. Сергей Воронов строит челн из выдолбленного ствола огромного дерева, на который в несколько рядов наращены борта из досок. "Чайка" длиною 21 метр способна перевозить экипаж до трех десятков человек, оснащена двумя парусами. Как и старинные боевые суда, она будет вооружена пушкой "гаківницею" на носу и семью фальконетами по бортам.
-В экипаж войдет дюжина человек, беззаветно преданных делу, - говорит Воронов. - Думаю, в первый поход пойдут известный в Белоруссии археолог Сергей Тарасов, возглавляющий научную часть экспедиции и украинские археологи Владимир Назаров и Владимир Зоценко. Маршрут проляжет по Днепру до Черного моря, затем вокруг Крымского полуострова и через Азовское море - к Ростову-на-Дону, к донским казакам. Две тысячи километров мы планируем преодолеть за 41 день.
В планах Сергея Воронова - построить прототип самой древней славянской ладьи из цельного ствола дерева. Для этой цели в Черниговской области уже подобран гигантский дуб, и весной должна начаться его обработка.