04 декабря 2016г.
МОСКВА 
-10...-12°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

"ХОР ПРОСТИТУТОК - ЭТО СКУЧНО"

Бирюков Сергей
Статья «"ХОР ПРОСТИТУТОК - ЭТО СКУЧНО"»
из номера 049 за 23 Марта 2005г.
Опубликовано 01:01 23 Марта 2005г.
В Большом театре состоялся прогон знаменитой уже до премьеры оперы "Дети Розенталя" Леонида Десятникова на либретто Владимира Сорокина. Депутатов Государственной Думы в свое время покоробило, что артисты главного театра страны будут распевать текст писателя, чьи предыдущие сочинения шокировали своей грубой эротичностью и физиологичностью.

И вот дирекция Большого выделила 40 билетов на генеральную репетицию специально для народных избранников - с тем, чтобы они сами составили себе мнение о постановке. Представление было закрытым, журналистов на него не пустили. "Вас мы ждем на премьере, нельзя же писать рецензию, посмотрев лишь предварительное исполнение", - резонно сказали мне в пресс-службе ГАБТа. Правда, на вопрос: почему полуфабрикат не постеснялись показать депутатам? - мне ответить не смогли.
Тем временем ряд именитых зрителей уже выходил из зала и делился своими впечатлениями от спектакля. И мнение это у многих отрицательное. Так, член Комитета по культуре Госдумы Елена Драпеко сказала, что ей смотреть было "просто скучно". Заместитель председателя этого же комитета Ирина Савельева высказалась резче: назвала работу "непрофессиональной и слабой", а в самом произведении усмотрела "откровенную бесовщину", на сцене - "хор проституток, ну это уж совсем непонятно". Более того, Ирине Валентиновне увиделись здесь и элементы русофобии, поскольку смысл произведения, в ее прочтении, таков: если что-то и рождается талантливое "в этой поганой, бедной, дебильной России", то оно неизбежно "обречено на умирание".
Здесь напомню, что сюжет оперы действительно жесток: некий ученый, будучи фанатиком-меломаном, производит на свет клонов пяти великих композиторов прошлого, которые в нашей стране оказываются никому не нужными и погибают почти все. Правда, речь в либретто идет не о России вообще, а о начале 1990-х годов - пике бестолковщины и развала, когда талантливым людям действительно было крайне тяжело сохранить себя в бандитскую пору "первоначального накопления".
Можно понять реакцию отторжения у некоторых зрителей на само имя Владимира Сорокина, чьи предыдущие произведения люди с повышенной брезгливостью предпочитают не брать в руки - столько в них скабрезности и, простите меня, дурно пахнущих человеческих отправлений. Но снова напомню: попытки официально, в судебном порядке квалифицировать прозу Сорокина, в частности, его роман "Голубое сало", как порнографию не привели к успеху. А те смельчаки, что отважились прочесть нынешнее либретто, не усмотрели в нем откровенных нарушений нравственности - ну если, конечно, не считать таковыми жаргонные словечки вроде "лох" и "бабло".
Высказывались об опере и более серьезные мнения. Например, кинематографистом Никитой Михалковым: в музыке есть очень хорошие куски, но драматургии и глубинной идеи нет; спектакль имеет право на жизнь, но не факт, что на сцене именно Большого театра. А ряд авторитетных деятелей искусства дал "Детям Розенталя" просто-таки высокую оценку - таковы известные театральные режиссеры Лев Додин, Кирилл Серебренников...
Дирижер-постановщик Александр Ведерников убежден, что Большой не снизил планки, заказав в 2002 году "Детей Розенталя" Десятникову и Сорокину. "Театр 30 лет не заказывал оперы современным авторам, и это неправильно, - сказал Александр Александрович корреспонденту "Труда". - Мы вели переговоры со многими композиторами и писателями - на наше удивление, оказалось очень трудно "расшевелить" их. Андрей Головин, когда-то написавший для "Новой оперы" "Дворянское гнездо", давно не пишет. А произведение Михаила Коллонтая "Капитанская дочка" Большому театру пришлось отклонить из-за неудовлетворительного художественного качества..."
Да, современная опера, как, впрочем, и вообще академическая музыка, в кризисе: произведения, которые могли бы выйти за пределы узкого элитарного круга и завоевать сердца широкой публики, - огромная редкость. И хорошо, что судьбой великого жанра озаботилась Государственная Дума, какие бы конкретные мотивы ею ни двигали.
Я отнюдь не призываю думцев запретить "Детей Розенталя" - это вправе сделать только суд. Как и не собираюсь петь осанну скандальной постановке, которую еще не видел. Я лишь за то, чтобы нынешняя дискуссия не свелась к мерам, граничащим с цензурой, а помогла расчистить дорогу истинно талантливым сочинителям (а они в Отечестве не перевелись) в оперные театры страны.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников