УНАСЛЕДОВАННОЕ - СОХРАНИТЬ!

То, что произошло на последнем заседании хозяйственно-экономического актива Москомнаследия, стало событием, которого все давно ждали. Мэр Москвы Юрий Лужков потребовал от участников заседания создать и обеспечивать приоритет статуса памятника перед собственностью.

Само мероприятие было насыщенным. Новый начальник ведомства Валерий Шевчук отчитался перед мэром о проделанной за период его руководства работе по инвентаризации всех действующих договоров аренды объектов культурного наследия, заключенных Москомнаследием, работе Комиссии по контролю над исполнением арендаторами условий охранно-арендных договоров, о подготовке проектов постановлений и т.п.
Оказалось, что из 6 тысяч памятников охранные обязательства оформлены пока на 1,5 тысячи - это примерно 25 процентов от их общего количества. И в этом отношении у Москомнаследия работы предостаточно. Однако главное все же не в этом. До сих пор в столице нет механизма радикального решения проблемы c теми собственниками, которые не следят за состоянием своих зданий, имеющих статус памятника. Как показывает практика, штрафные санкции, применяемые в столице, на них попросту не действуют. Перед городом встал вопрос, как преодолеть эгоизм владельцев таких объектов. В связи с этим в зале прозвучало смелое предложение - отбирать здания у нерадивых хозяев!
Особенно это важно в свете принятого федерального закона N 258, согласно которому с 1 января 2008 года в стране будет снят мораторий на приватизацию этих объектов. Вообще, в том, что у памятников появятся частные хозяева, нет ничего плохого. Ведь таким образом государство может сэкономить значительные средства, предоставив право заботиться о культурном наследии частникам. Подобная практика распространена по всему миру. Но трудно даже представить, что может случиться с культурным наследием Москвы, если у настоящих и будущих собственников не выработать высокую степень ответственности перед обществом.
Совершенно очевидно, что прежде всего такая мера, как лишение права собственности из-за не выполнения условий охраны памятников, может вразумить кого угодно. Перспектива расстаться с огромными денежными средствами, потраченными на приобретение исторического особняка в центре Москвы, заставит владельцев тщательно следить за его состоянием. Подобный подход уже давно и успешно работает во Франции. Там, покупая какой-либо объект, имеющий статус памятника, хозяин волен распоряжаться им как угодно: открыть музей, использовать как жилое здание, сдавать в аренду, оставлять в наследство. Но при этом само здание должно выглядеть идеально как снаружи, так и изнутри. Потому что, кроме собственника, оно еще принадлежит истории и народу.
Впрочем, во Франции существует законодательство, регулирующее отношения собственников памятника с государством. У нас же пока нет. На заседании актива Ю.Лужков подчеркнул, что в Москве "надо провести несколько показательных процедур отбора объектов культурного наследия у арендаторов, которые содержат их в ненадлежащем состоянии. И мы сразу увидим, насколько поднимется уровень дисциплины". И это совершенно логично.
Смысл заявления видится и в другом: не оспаривая "священное" право российских граждан на частную собственность, правительство Москвы, что называется, проведет разведку боем - попробует нащупать рычаги для привлечения к ответственности нерадивых владельцев. Оценить существующую законодательную базу и ее эффективность в этом вопросе. Такая тактика позволит понять, где могут возникнуть препятствия и какие городские законы нужно принять во их избежание. И, конечно же, не будут ли принятые городские законы противоречить федеральному законодательству.
По словам Ю.Лужкова, "государство должно не владеть объектами исторического и культурного наследия, а контролировать выполнение условий по их содержанию и эксплуатации". Мэр подчеркнул, что на первом месте для города стоит понятие "наследие", а понятия "имущество" и "собственность" должны стать вторичными. И это не пустые слова. Столица уже много лет демонстрирует приверженность этому провозглашенному принципу - вспомним хотя бы пожар, едва не уничтоживший Манеж. Городской стройкомплекс немедленно взялся за реконструкцию памятника, невзирая на то, кому он принадлежит.
Сегодня, после разграничения прав на исторические объекты между городом и федеральным центром, у столицы появилось больше свободы в реставрации и поддержании в надлежащем состоянии памятников. Работа предстоит огромная. Но неповторимость и великолепие Москвы стоят того.