Защита как привычка

Скоро исполнится два года с момента самых вызывающих терактов в московском метро. Какие выводы были сделаны из этой трагедии?

Сразу после терактов, прогремевших 29 марта 2010 года на станциях «Парк культуры» и «Лубянка», президент потребовал создать в стране комплексную систему безопасности.

Необходимая законодательная база была подготовлена быстро: уже в июле 2010 года распоряжением правительства была утверждена Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте. Существенные деньги — более 46 млрд рублей на срок до конца 2013 года, значительные планы — техническое переоснащение, новые разработки, системные подходы.

Безопасность — настолько чувствительная сфера, что в ней последствия не до конца продуманных решений могут оказаться в полном смысле слова трагичны. Поэтому было принято решение о создании пилотных зон на каждом из видов транспорта. Они нужны для того, чтобы все новые схемы обеспечения безопасности прошли проверку действием, чтобы возможные недочеты были исправлены еще до того, как начнется массовое, в масштабах всей страны, внедрение разработанных планов. Для участия в этой стадии программы было отобрано 28 объектов. Это и станции метрополитенов в тех российских городах, где есть подземка, и участки железнодорожных магистралей, и автовокзалы, и автомобильные трассы.

Для обычного пассажира больше всего заметны рамки-металлоискатели, появляющиеся и в метро, и на вокзалах, однако, как подчеркивают в Минтрансе, это всего лишь малая часть тех мер обеспечения безопасности, которые уже появляются на транспортных объектов. Да, кстати, и ту же рамку не стоит воспринимать скептически, как малоэффективный шаг. Никто не ставит своей целью сделать поголовный 100-процентный досмотр на крупных транспортных объектах с их пассажиропотоком. Однако уже сам факт того, что досмотр при помощи металлоискателя может быть произведен в любой момент, может заставить остановиться потенциального злоумышленника.

Что же касается самих мер обеспечения безопасности, то ставка делается на современные системы, которые в основном не слишком заметны глазу обычного пассажира. Например, на высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Санкт-Петербург уже действует интеллектуальная система видеонаблюдения. Она в состоянии самостоятельно «понимать» те моменты, когда в зоне ее ответственности появляется что-то подозрительное (предмет, которого не было раньше, или же человек, ведущий себя нетипично) и подавать сигнал об этом оператору.

Так как железнодорожные пути в силу своей протяженности и нахождения на открытом пространстве априори являются весьма уязвимыми, то вдоль трассы через определенное расстояние оборудованы мобильные пункты контроля, специалисты которых могут оперативно добраться до любой точки подведомственной им территории. Если такой опыт будет признан успешным (а пока для этого есть все предпосылки), то аналогичные системы появятся и на других российских высокоскоростных магистралях.

2012 год — это как раз год отработки тех решений, которые были разработаны в рамках Комплексной программы. С одной стороны, говорить о том, что цели уже достигнуты, рано. С другой — исполнители программы изначально понимают, что, как ни парадоксально, лучшим результатом их работы будет незаметность этого результата. То есть если на транспорте не будет происходить новых терактов или диверсий.