УТРУСКА И УСУШКА

Здравствуй, "Труд". Пишу в редакцию в надежде узнать: намерено ли государство вернуть гражданам вклады, которые обесценились в 90-е годы после начала гайдаровских реформ?Лариса Иванова, С.-Петербург.

Несмотря на то что в редакционной почте подобных писем по-прежнему немало, все же заметим: в последнее время накал страстей по поводу возврата дореформенных сбережений граждан утих. То ли вкладчики в каком-то смысле смирились с потерями, то ли возымел действие возврат долгов в форме предварительной компенсации. Но все же многие читатели "Труда" все еще продолжают ждать радикального решения столь непростого вопроса и даже предлагают для этого весьма оригинальные способы.
К примеру, Юрий Мишин из Таганрога готов обменять свои кровные, застрявшие на счетах государственного банка советских еще времен, на льготы по оплате коммунальных и квартирных платежей, услуг телефонной связи, лечения, проезда на всех видах транспорта. А вот письмо от Георгия Веселова из Сыктывкара: "Хорошо бы, если бы власть выдала людям облигации с обязательством погасить их тогда, когда окрепнет наша экономика. Пусть хоть лет через 20-30. Или же, допустим, выдали бы людям ценные бумаги, обеспеченные госпакетом акций действующих предприятий, да еще разрешили бы пустить их в оборот".
Немало копий по этому поводу было сломано и в ходе недавно состоявшихся в Госдуме РФ парламентских слушаний. Комиссия по государственному долгу и зарубежным активам рассматривала два законопроекта: один - от правительства РФ, другой - от фракции "Единство". Но эксперты из Института законодательного и сравнительного правоведения при правительстве РФ положили конец дискуссиям, дав отрицательное заключение по проектам, поскольку и заявленное одной стороной возмещение потерь по сбережениям из расчета 1 рубль РФ за 1 рубль СССР, и предложенное другой - аннулирование Закона "О восстановлении и защите сбережений граждан РФ" от 1995 года - не вписываются в рамки российского и международного права.
Вообще-то, если вспомнить историю этого вопроса, ситуация в 1992 году выглядела так. Сбережения, что были накоплены к этому времени, создавались в немалой степени за счет дефицита товаров. Кто-то носил свои рубли в сберкассу, потому что в магазинах нечего было купить, кто-то копил деньги на покупку холодильников, автомашин, телевизоров (которых тоже не на всех хватало), кто-то собирал деньги на будущие похороны или "на старость". Меж тем непреложный закон успешной экономики гласит: деньги должны обеспечиваться товарной продукцией. Мы же производили ее в меньшем, чем нужно, объеме. Соотношение между розничным товарооборотом и сбережениями выглядело так: 2 рубля сбережений на 1 рубль товарооборота. Создавалась избыточная денежная масса, в основном за счет интенсивной работы печатного станка. Конечно, в этом была виновата власть, как и в том, что инфляция в 1992 году не вписывалась ни в какие рамки. Цены, если помните, выросли в 26 раз.
В то же время надо учитывать и другое. Кредитные учреждения никогда не давали гарантий относительно того, что проценты по частным вкладам покроют инфляцию. Таких ручательств не дает никогда и никто в мире. Вот почему те из вкладчиков, кто хоть мало-мальски разбирался в реальной обстановке или же просто почуял неладное, еще в начале 1992 года приняли решение снять деньги со своих счетов. И потратить их... да хоть на покупку ботинок. В ту пору они уже стоили до 5 тысяч рублей.
Но доверчивых ("государство не обманет"...) оказалось много больше. Винить их в этом язык не поворачивается, поскольку человеку свойственно надеяться на лучшее, на то, что все уладится, утрясется, власти найдут способ вернуть утраченное.
И государство, будем справедливы, эти пути ищет, о чем неоднократно заявляли и президент, и правительство. Однако рассчитывать на возврат вкладов в полном объеме не приходится. Как ни прискорбно, с этими иллюзиями надо распрощаться раз и навсегда. Невозможно даже представить, что стало бы с нашими зарплатами, пенсиями, инвестициями в экономику, если бы правительство вознамерилось возвращать сбережения "по полной программе". Экономисты подсчитали: в течение как минимум 40 лет пришлось бы на эти цели тратить примерно 30-40 процентов ВВП. Это окончательно погубило бы нашу российскую экономику.
Недаром же бывший министр экономики, а ныне руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин, которому на откажешь в профессионализме и знании реалий, в одном из недавних своих интервью сказал буквально следующее: "Государство не сможет вернуть сбережения ни-ког-да. Эта проблема не-раз-ре-ши-мая".
Компенсации, разумеется, выдаваться будут. Председатель Центробанка Сергей Игнатьев, говоря недавно о судьбе дореформенных вкладов населения, высказался даже за увеличение в федеральном бюджете средств на эти цели.
Сейчас правительство РФ утвердило новые Правила выплаты в 2002 году предварительной компенсации по старым вкладам. Сейчас очередь дошла уже до вкладчиков 1940 года рождения и 52-летних инвалидов 2-й группы.
Для сведения. В прошлом году было выделено 12 млрд. рублей на эти цели (по данным Минфина РФ, использовано около 7 млрд. рублей), в этом - 15,6 млрд. Может, при таком раскладе, то есть когда средства не расходуются в полном объеме, есть смысл расширить круг претендентов на получение компенсации? Но тут свое веское слово должны сказать представители власти.