НЕ ПУГАЙТЕСЬ ТЕНИ ОБОЛЕНСКОГО

23 марта в "Труде" была опубликована статья нашего собственного корреспондента в Челябинске "Король экрана был предателем?", посвященная сложной, противоречивой судьбе народного артиста РСФСР Леонида Оболенского, который, как явствует из недавно обнародованной копии протокола военного трибунала Кишиневского гарнизона от 2 ноября 1945 года, был обвинен в измене Родине за службу у власовцев. Статья, как мы и предполагали, вызвала острую реакцию, полемику. Сегодня мы предоставляем слово, так сказать, "в защиту" Оболенского.

Спасибо коллеге по перу Владиславу Писанову за вопросительный знак в заголовке к материалу о скандале, разразившемся вокруг имени народного артиста России Леонида Оболенского. Журналист искренне стремится разобраться: совершил ли предательство в годы войны человек, чье имя легко найти во всех мировых энциклопедиях кино. Да, есть копия приговора военного трибунала 1945 года Молдавской республики. Но сам оригинал приговора ни те, кто инспирировал скандал, ни те, кто потом высказывался по нему, не видели. Практика же работы с приговорами тех лет была, как известно, такова, что они нередко строились на слишком вольном толковании темы "предательства". Обычно разработка подобных фальсификаций приходила из НКВД вместе с установкой: сколько и каких приговоров должно быть вынесено. К примеру, по известному "делу Кабакова" по Челябинской и Свердловской областям (о котором говорил на ХХ съезде Никита Хрущев) должно было пройти более двух тысяч человек. Они и прошли с расстрельными статьями, а авторы фальсификаций получили ордена Ленина и повышения по службе. В одно дело были объединены люди, которые в жизни не то что не были связаны одним преступным "делом", а просто никогда друг друга не знали. Об этих подтасовках, впрочем, было немало написано...
А что же с обвинениями в адрес Оболенского? Есть официальный ответ на запрос челябинского общества "Мемориал" и областного фонда культуры о том, что в местном УФСБ никаких официальных материалов против гражданина Оболенского нет. Не обнаружено их и в Генеральной прокуратуре РФ. По законам о реабилитации (а они были приняты во многих государствах ближнего зарубежья) территориальная подсудность дела определяется местом вынесения судебного решения. Как известно, арестован Леонид Оболенский был на территории нынешней Молдовы. Приговор выносился военным трибуналом Кишиневского гарнизона. Так что вопрос о его политической реабилитации находится в компетенции Генеральной прокуратуры не РФ, а Молдовы или Украины. Причем именно прокуратуры, а не военного трибунала, так как Оболенский попал в плен не в статусе военного, принимавшего присягу, а ополченцем, имевшим в момент пленения при себе не оружие, а кинокамеру. И потом, пока закон о реабилитации работает, нельзя называть "врагом народа" или "предателем" того, чье дело еще не пересмотрено.
Кстати, реабилитация влечет за собой восстановление репрессированного в его гражданских правах и обеспечение ему компенсации материального и морального ущерба. Смею напомнить, что этот закон вышел за месяц до смерти Оболенского. А его гражданские права были восстановлены еще в середине 50-х годов, когда Леонида Леонидовича досрочно освободили от прежнего наказания. А уж присвоение актеру и режиссеру высокого звания "Народный артист РСФСР" и вовсе, кажется, снимает вопрос о его "виновности" перед государством.
Скорее всего, власовцев судили по Указу ВС СССР 1943 г. "О мерах наказания для немецко-фашистских злодеев, виновных в убийствах и истязаниях советского гражданского населения и пленных красноармейцев, для шпионов, изменников Родины из числа советских граждан и их пособников". Судили их военно-полевые суды, а точнее, "тройки" и военные трибуналы. Можно представить, какими полномочиями были наделены эти суды, если, кроме расстрела, в качестве высшей меры по указу практиковалось повешение. Так что срок "10 лет лишения свободы", данный Л. Оболенскому, по военным меркам мог соответствовать "детскому" сроку мирного времени - пяти годам....
Леонид Оболенский попал в плен, как мы знаем, ополченцем. Да и кто с ним толком разбирался, если за 1943 - 1947 годы через СМЕРШ и НКВД прошла масса репатриированных в Россию, в том числе и власовцев. Значительная часть из них была без суда и следствия расстреляна или повешена, многие попали в лагеря. Остальные были сосланы на Крайний Север и на принудительные работы в угольные шахты, а также на строительство в районы немецкой оккупации.
...А вообще кто-нибудь серьезно задумывался, как жили "под немцем" наши люди, даже не пленные? Разве не понятно, что большинство из них было так или иначе вынуждено работать на немцев? Конечно, сегодня легко всех людей делить на героев и врагов. Уже в 80-е годы в странах - союзницах по борьбе с фашизмом было доказано, что благодаря Ялтинскому соглашению правительства Англии и США, выдав Сталину репатриантов, обрекли на смерть и страдания много невинных людей. Об этом можно прочитать и в наших изданиях. Например, у А. Солженицына в "Архипелаге ГУЛАГ" (глава "Та весна").
Есть и другие документы. К примеру, 17 сентября 1955 года правительством СССР была объявлена амнистия репатриантам. Не всем, конечно, но многим. Леонида Оболенского та амнистия не коснулась, так как он был освобожден раньше на три года. Так что пусть все эти факты оценят те, кому следует это сделать по закону.
Мы же посчитали своим долгом обратиться за материальной помощью к областной администрации, чтобы выехать в Молдову для решения "вопроса Оболенского". Чиновники одного из ведомств, которому было поручено это дело, заволокитили его, требуя то одну бумагу, то другую, а потом и вовсе отказали в помощи. Правда, у нас осталась надежда на это после того, как вице-губернатор А. Косилов с телеэкрана заверил, что готов "хоть завтра" выделить средства на поездку. Уверена, что истина в конечном счете восторжествует, хотя надо помнить, что тут сталкиваются различные подходы, точки зрения. И не тени народного артиста надо бояться, а сегодняшних любителей рубить с плеча, доморощенных судей, готовых подвергать моральным репрессиям любого - без суда и следствия.