ЛИТУРГИЯ НА ГЛУБИНЕ

Владыка Игнатий - человек удивительный. За его плечами физический факультет университета, два года армии, кандидатская диссертация по медицинской кибернетике. Рукой подать до ученой степени... И вдруг - 9 лет в мужском монастыре! Затем - назначение в Петропавловскую и Камчатскую епархию. К "месту службы" владыка добирался Северным морским путем. Из Западной Лицы до Камчатки атомная субмарина, предназначенная для борьбы с надводными кораблями, шла месяц.

- Как вас взяли на подводную лодку? - спрашиваю епископа Петропавловского и Камчатского Игнатия. - Чтобы на ней плыть, надо же иметь какие-то навыки, специальные знания...
- Перед походом я прошел месячную подготовку в Петербурге. Потом сдавал экзамены, в том числе и по водолазному делу. Успешно. Так, с Божией помощью, меня зачислили в экипаж.
- Чем вы занимались на подводном корабле?
- С собой я взял всю необходимую церковную утварь для проведения служб. Двери моей каюты всегда были открыты, а раз в день мы собирались в кают-компании или в зоне отдыха. Трудность была в том, что, когда лодка заходит под лед, то все перемещения по ней запрещаются. Каждый несет вахту на своем месте. Мне, однако, дали возможность беседовать с любым членом экипажа и свободно ходить.
- О чем были ваши беседы?
- До похода мне казалось, что многих матросов и офицеров придется утешать. Все-таки служба у них тяжелая, да и жизненных проблем хватает. Но утешать никого не требовалось. И дело не только в свойственном русскому человеку бескрайнем терпении, а как раз в высоком воинском духе, который, как мне кажется, и замешен на чувстве долга, любви к Родине и терпении.
- В чем же он проявлялся на подводной лодке?
- А хотя бы в том, что никто не жаловался на судьбу. Военные получили приказ и выполняли его. Перед походом офицерам не выдавали зарплату несколько месяцев. Вы только представьте ситуацию. Дома остаются родные, а тут ставится задача - идти в море. Надолго. Ни один служащий любой иностранной армии не согласился бы, не решив своих проблем. Разве не так? А наши пошли. И никто даже словом не обмолвился о так называемой материальной стороне жизни. Конечно, россияне терпеливы. Но Церковь учит, что отказ в оплате честного труда является грехом перед Богом.
Больше всего, конечно, мы беседовали о Боге. И недаром. Уже через несколько дней плавания некоторые члены экипажа выразили желание осуществить крещение. Мы решили произвести его накануне Рождества Богородицы, чтобы на следующий день отслужить Божественную Литургию.
- Но как? Насколько я знаю, в Литургии должны участвовать певчие, пономари... А вы же, владыко, были один.
- За время похода я обучил церковному делу нескольких человек. Один матрос оказался таким способным, что всего за 20 дней выучился читать нараспев то, что требуется во время Божественной Литургии. Другой матрос пономарил. Впервые в жизни, но очень хорошо у него получалось. В тот день мои "подводные" прихожане пришли в самый большой зал на подлодке в зоне отдыха. Конечно, мало кто из собравшихся понимал глубинный смысл Божественной Литургии, но то, что совершается великое Таинство, молодые люди видели собственными глазами. И это приводило их в трепет. Некоторые, как я знаю, после похода на подводной лодке стали церковными людьми. Другие, а их много, потянулись к православию.
- Владыко, объясните, пожалуйста, каким все-таки образом Церковь способна укрепить воинский дух, разбудить любовь к России, патриотизм?
- Говоря о Боге, я говорю о России. Наша Церковь имеет огромный духовный опыт воспитания настоящих воинов. Сейчас мы окормляем воинов, проводим службы в воинских подразделениях. Чтобы достичь идеала, надо много трудиться.
- Каков же этот идеал?
- Что такое армия? Это то место, где молодой человек на два года изолируется от гражданского общества, в том числе и от его негативного, разлагающего влияния. Почему не использовать в полную силу это время для воспитания в юношах духа патриотизма?! У меня есть мечта сделать такие школы в каждом подразделении, где бы молодые воины получали глубокие знания о вере и о России. Причем такие же прочные, какие они получают об оружии и способах ведения боя. Разве надо доказывать, что солдат, матрос, офицер должен хорошо, четко знать не только то, чем и как воевать, но главное - что защищать?!