КОНЮШНЯ ПО ПРОИЗВОДСТВУ БЕНЗИНА

В далекой от нефтяных скважин и нефтепроводов Тульской области есть два завода по производству бензина. Оба практически бездействуют. Один был построен давно, дабы реализовать технологию по выпуску жидкого углеводородного топлива из твердого. Проще говоря, бензина из бурого подмосковного угля. Зачем, спросите, нам такой завод при изобилии нефти? А просто так. Бензин из угля производили в Германии. Было это во время войны. После войны такую же технологию внедрили у нас. Но она оказалась невостребованной.

Второй завод был построен совсем недавно. Купили его на средства областного бюджета в американском штате Юта. Продавцы всучили тульским чиновникам товар не первой свежести: завод оказался образца середины 70-х годов прошлого века. Смонтировали его с превеликими сложностями, но делать бензин из газового конденсата, который доставляют в поселок Шатск из далекого Нового Уренгоя, американское оборудование категорически отказывается. Завод торжественно открывали несколько раз. Как-то, помню, журналистам показали литровую банку с мутной жидкостью. Чиновники, выбросившие на ветер около 6 миллионов долларов, утверждали, что это полученный на заводе бензин с октановым числом "66". Больше ничего хорошего получить не удалось. В конце концов предприятие объявили банкротом.
Но что поделать, не может тульская областная администрация ровно дышать при упоминании слова "бензин". Сейчас чиновники готовы к тому, чтобы реализовать один из двух предложенных им на рассмотрение проектов по производству жидкого топлива из нетрадиционного сырья.
Первый проект основан на производстве бензина из навоза. Только не смейтесь. Все вполне серьезно. Ведь знал же Остап Бендер технологию производства водки из табуретки ("табуретовка"). А тут еще проще, оказывается. Проект, говорят, одобрил уже сам губернатор. Еще бы: предлагается безотходная технология. На входе - навоз от домашних животных. На выходе - бензин, тепло (можно отапливать колхозные теплицы), газ метан (можно отказаться от услуг "Межрегионгаза"). Вопрос лишь в том, где взять столько, простите, дерьма. Тут, очевидно, на помощь лошадям и коровам должны прийти "двуногие". Городская канализация и даже деревенские выгребные ямы становятся неактуальными. Необходимо будет только создать соответствующие технологии "приемные пункты".
Перебежать дорогу этой светлой идее может конгениальный проект по производству бензина из отработанных автомобильных шин. Оказывается, в Туле могут перерабатывать 20 тысяч тонн старых шин в год, получая при этом 18 тысяч тонн бензина. Оборудование для необычного производства поставит волгоградский завод "Атоммаш". Уникальная технология: применяется низкотемпературный режим переработки, что позволяет не наносить вреда окружающей среде. При этом из тонны шин можно сразу получить 600 килограммов синтетической нефти, 350 килограммов высокооктанового бензина, 50 килограммов дизельного топлива. Как видим, опять же безотходная технология. Теоретически, разумеется. Но, слов нет, дело выгодное: на рубль затрат ожидается около 150 рублей прибыли...
Если вы, читатель, еще не в обмороке, читайте дальше.
В США уже лежат четыре миллиарда шин, готовых к отправке, и каждый год их количество увеличивается на 280 миллионов штук. Есть еще и отечественное сырье. Тульские автомобилисты готовы поставлять 22,5 тысячи тонн шин в год, да и их рязанские коллеги якобы полны желания привозить не меньше. Еще бы посчитать те шины, которые валяются вдоль дорог, на полях, лежат на дне многочисленных водоемов...
Решаться судьба обеих идей, вне всякого сомнения, будет по пословице: лошадь любит овес, земля - навоз, а воевода - принос. По-другому провинциальные чиновники работать, кажется, не умеют. Поэтому в итоге и строятся никому не нужные заводы.