ИКЕБАНА С ТРУПАМИ

В Кировском райсуде Новосибирска началось слушание скандального уголовного дела об отправке в Германию... трупов. Тела умерших людей получал немецкий ученый и художник-авангардист Гюнтер фон Хагенс и использовал их как подсобный материал.

На первое заседание в райсуд из родственников восьми умерших явились пять человек. Они проходят как пострадавшие.
На Западе господин Хагенс более известен как скандальный художник-авангардист. Он использовал фрагменты человеческих тел для создания шокирующих художественных композиций. Впервые выставка "Мир тела" была показана в Германии в феврале 2002 года и вызвала скандальную реакцию. Против таких "художеств" выступили прежде всего семьи умерших. Все они были возмущены тем, что трупы без согласия близких были изъяты из моргов.
Однако в Новосибирске судят не немецкого скульптора-некрофила (он фигурирует лишь как свидетель), а руководителя бюро облсудмедэкспертизы Владимира Новоселова. На первоначальной стадии следствия по делу о незаконной отправке 56 трупов было 14 обвиняемых. Но за несколько месяцев расследования ряды виновников сильно поредели. Из этой компании исчез и ректор Новосибирской государственной медицинской академии (НГМА). Между тем именно на основании подписанного руководством НГМА договора с Гейдельбергским институтом пластинации трупы направлялись в Германию. Договор не был заверен юристами и нарушал Закон "О погребении в РФ".
Будущие медики всегда проходят необходимую практику на настоящем "человеческом материале". Именно с этими целями, как заявила на суде главврач муниципальной психиатрической больницы Сталина Григорьева, часть невостребованных тел направлялась к патологоанатомам медакадемии. У восьми усопших были родственники, которых ни о чем не известили. А тела направлялись бы в Германию.
Удивительное дело: новосибирское бюро судмедэкспертиз даже не имело официальной лицензии на кремирование трупов. Однако никого это не смущало, крематорий работал. А руководство облздрава, как выясняется, якобы "было не в курсе". Главврач первой городской больницы Валерий Нимаев удивлен: "Мне кажется, что единственным стрелочником в этой истории оказался Новоселов. В 1994 году вышел приказ горздравотдела, согласно которому невостребованные тела умерших должны передаваться в судмедэкспертизу для захоронения. С какой стати часть трупов стали кремировать, а часть отправлять за границу - мне до сих пор непонятно".
Невольно приходишь к выводу, что между руководством медучреждений и руководителем судмедэкспертизы существовал устный сговор. Вот письмо одного из руководителей психиатрической больницы: "Против кремирования и использования трупов в качестве учебных пособий не возражаю".
Насколько затянутся эти судебные слушания, пока не знает никто. Вполне возможно, что на белый свет еще выйдет информация о корыстной заинтересованности кого-то еще, кроме обвиняемого. Кстати, сам он своей вины не признает.
Защита же подала в суд ходатайство о вызове дополнительных свидетелей. В список попали депутат Госдумы Надежда Азарова, бывший прокурор города Геннадий Шилохвостов, директор муниципального предприятия "Ритуальное хозяйство" Павел Салахов и врач Владимир Степанов. По мнению адвокатов, новые свидетели должны прояснить ситуацию с невостребованными трупами.
Пока же все выглядит очень странно: получается, что никто не виноват в кощунственных художественных экспериментах немецкого доктора-авангардиста. Зато пострадавшие есть - это факт неопровержимый.