17 октября 2017г.
МОСКВА 
11...13°C
ПРОБКИ
6
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 57.09   € 67.30
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

КОНЕЦ КУЛЬТУРНОГО НЕНАСТЬЯ?

Труд - Интерфакс
Опубликовано 01:01 23 Апреля 2004г.
В новом, только что достроенном, еще со следами отделочных работ Доме Русского зарубежья состоялось вручение литературной премии Александра Солженицына. Это событие произошло уже в седьмой раз. А задумана, вернее, "замечтана", по выражению Натальи Дмитриевны Солженицыной, премия была еще 30 лет назад, когда Александр Исаевич, высланный из страны, стал Нобелевским лауреатом.

Тогда он сделал запись, которая позже вошла в его "Очерки изгнания". Когда наступит время вернуться в Россию, мечтает писатель (похоже, в это верил только он сам), да если будут у нас материальные силы, надо учредить собственную литературную премию. И как нравственный императив на будущее: "Не пропустим достойных, не наградим пустых". С этой задачей Солженицын и его сподвижники успешно справляются все годы достойнейшего бытования премии, ставшей, безусловно, самой значимой "стимулирующей" наградой в мире литературы. Выбор жюри неизменно был профессионально и нравственно безупречным. Вспомним имена лауреатов прежних лет: это прозаики Евгений Носов, Константин Воробьев, Леонид Бородин, Валентин Распутин, поэты Инна Лиснянская, Юрий Кублановский, Ольга Седакова, культурологи Владимир Топоров и Александр Панарин. Но в этот раз члены высокого "ареопага" удивили особенно неожиданным и опять же точным, попадающим в самый нерв современного культурного процесса, выбором. Награда досталась кинорежиссеру Владимиру Бортко, вдохновенно прочитавшему средствами кино роман Федора Михайловича Достоевского "Идиот", и актеру Евгению Миронову, истово прожившему, выстрадавшему на экране судьбу князя Мышкина.
Этот фильм, появившись, по словам той же Натальи Дмитриевны, "в пору культурного ненастья", совершил своего рода духовную революцию в обществе. Он, без сомнения, стал главным культурным событием последних лет. Оказалось, что наши люди, которых телеэкран ежевечерне зомбирует слезливыми мелодрамами, кровожадными "ужастиками", милицейскими боевиками, не утратили способность сопереживать высокой литературе, проникать в ее заповедные духовные глубины. Достоевский - пусть на время - властно потеснил с экрана неистребимую "попсу" и похождения разудалых "ментов". Когда на канале "Россия" шел 10-серийный "Идиот", внезапно пустели по вечерам улицы, а назавтра в метро, электричках, на работе и в семейном кругу люди обсуждали этот грандиозный телероман, заставивший их очнуться от желтой одури (вместо "красного колеса" по России покатилось "желтое колесо", - писал Солженицын). Фильм побудил зрителей размышлять о смысле жизни, о добре и зле, о Вере и Боге. А далее случилось и вовсе чудо: впервые за последние годы книга русского классика стала настоящим бестселлером. Роман "Идиот", а заодно и другие сочинения писателя буквально сметали с книжных, библиотечных, приятельских полок. Так выверенный выбор Солженицына и его "ближнего круга" совпал со стихийным народным референдумом.
Об этом взволновано, с законной гордостью говорили с трибуны члены жюри Людмила Сараскина и Валентин Непомнящий, а также продюсер сериала Валерий Тодоровский, телеведущий Виталий Вульф, Татьяна Доронина - блистательная Настасья Филипповна в классической постановке Георгия Товстоногова и Олег Табаков - театральный "отец" Евгения Миронова. Об этом в кулуарах оживленно дискутировали Юлия Борисова - еще одна незабываемая Настасья Филипповна в памятной экранизации И. Пырьева, Ирина Антонова, Глеб Панфилов, Карен Шахназаров, Михаил Швыдкой, другие деятели культуры, пришедшие разделить радость с новыми обладателями премии Солженицына.
Что до самих триумфаторов, то они, как мне показалось, были искренне удивлены столь горячим приемом их экранного детища. Владимир Бортко и Евгений Миронов, не сговариваясь, адресовали все эти похвалы не себе, любимым, а гениальному Федору Михайловичу Достоевскому, великому роману "Идиот", дух и букву которого они старались в меру своего разумения и таланта передать на экране. Бортко, впрочем, ответил на престижную награду не только блистательно написанной и темпераментно произнесенной литературной речью, но и делом: в самое ближайшее время по заказу все того же второго канала он приступает к телевизионной экранизации "Мастера и Маргариты" - еще одного великого произведения богатой на шедевры русской литературы. Другие телекомпании, вдохновленные успехом телесериала "Идиот", приступают к экранизациям Толстого, Чехова, Островского... Неужто посреди культурного ненастья робко блеснул солнечный луч?


Loading...

Почему лидер Каталонии отложил провозглашение независимости от Испании?
ЭКСТРЕННЫЙ СБОР НА ПРОТИВОРЕЦЕДИВНОЕ ЛЕЧЕНИЕ НЕЙРОБЛАСТОМЫ IV СТЕПЕНИ, ВЫСОКОЙ ГРУППЫ РИСКА!!! Мишаева Ксюша, 2.5г.