КОНЕЦ КУЛЬТУРНОГО НЕНАСТЬЯ?

В новом, только что достроенном, еще со следами отделочных работ Доме Русского зарубежья состоялось вручение литературной премии Александра Солженицына. Это событие произошло уже в седьмой раз. А задумана, вернее, "замечтана", по выражению Натальи Дмитриевны Солженицыной, премия была еще 30 лет назад, когда Александр Исаевич, высланный из страны, стал Нобелевским лауреатом.

Тогда он сделал запись, которая позже вошла в его "Очерки изгнания". Когда наступит время вернуться в Россию, мечтает писатель (похоже, в это верил только он сам), да если будут у нас материальные силы, надо учредить собственную литературную премию. И как нравственный императив на будущее: "Не пропустим достойных, не наградим пустых". С этой задачей Солженицын и его сподвижники успешно справляются все годы достойнейшего бытования премии, ставшей, безусловно, самой значимой "стимулирующей" наградой в мире литературы. Выбор жюри неизменно был профессионально и нравственно безупречным. Вспомним имена лауреатов прежних лет: это прозаики Евгений Носов, Константин Воробьев, Леонид Бородин, Валентин Распутин, поэты Инна Лиснянская, Юрий Кублановский, Ольга Седакова, культурологи Владимир Топоров и Александр Панарин. Но в этот раз члены высокого "ареопага" удивили особенно неожиданным и опять же точным, попадающим в самый нерв современного культурного процесса, выбором. Награда досталась кинорежиссеру Владимиру Бортко, вдохновенно прочитавшему средствами кино роман Федора Михайловича Достоевского "Идиот", и актеру Евгению Миронову, истово прожившему, выстрадавшему на экране судьбу князя Мышкина.
Этот фильм, появившись, по словам той же Натальи Дмитриевны, "в пору культурного ненастья", совершил своего рода духовную революцию в обществе. Он, без сомнения, стал главным культурным событием последних лет. Оказалось, что наши люди, которых телеэкран ежевечерне зомбирует слезливыми мелодрамами, кровожадными "ужастиками", милицейскими боевиками, не утратили способность сопереживать высокой литературе, проникать в ее заповедные духовные глубины. Достоевский - пусть на время - властно потеснил с экрана неистребимую "попсу" и похождения разудалых "ментов". Когда на канале "Россия" шел 10-серийный "Идиот", внезапно пустели по вечерам улицы, а назавтра в метро, электричках, на работе и в семейном кругу люди обсуждали этот грандиозный телероман, заставивший их очнуться от желтой одури (вместо "красного колеса" по России покатилось "желтое колесо", - писал Солженицын). Фильм побудил зрителей размышлять о смысле жизни, о добре и зле, о Вере и Боге. А далее случилось и вовсе чудо: впервые за последние годы книга русского классика стала настоящим бестселлером. Роман "Идиот", а заодно и другие сочинения писателя буквально сметали с книжных, библиотечных, приятельских полок. Так выверенный выбор Солженицына и его "ближнего круга" совпал со стихийным народным референдумом.
Об этом взволновано, с законной гордостью говорили с трибуны члены жюри Людмила Сараскина и Валентин Непомнящий, а также продюсер сериала Валерий Тодоровский, телеведущий Виталий Вульф, Татьяна Доронина - блистательная Настасья Филипповна в классической постановке Георгия Товстоногова и Олег Табаков - театральный "отец" Евгения Миронова. Об этом в кулуарах оживленно дискутировали Юлия Борисова - еще одна незабываемая Настасья Филипповна в памятной экранизации И. Пырьева, Ирина Антонова, Глеб Панфилов, Карен Шахназаров, Михаил Швыдкой, другие деятели культуры, пришедшие разделить радость с новыми обладателями премии Солженицына.
Что до самих триумфаторов, то они, как мне показалось, были искренне удивлены столь горячим приемом их экранного детища. Владимир Бортко и Евгений Миронов, не сговариваясь, адресовали все эти похвалы не себе, любимым, а гениальному Федору Михайловичу Достоевскому, великому роману "Идиот", дух и букву которого они старались в меру своего разумения и таланта передать на экране. Бортко, впрочем, ответил на престижную награду не только блистательно написанной и темпераментно произнесенной литературной речью, но и делом: в самое ближайшее время по заказу все того же второго канала он приступает к телевизионной экранизации "Мастера и Маргариты" - еще одного великого произведения богатой на шедевры русской литературы. Другие телекомпании, вдохновленные успехом телесериала "Идиот", приступают к экранизациям Толстого, Чехова, Островского... Неужто посреди культурного ненастья робко блеснул солнечный луч?