БЕЗ ОБРАТНОГО БИЛЕТА

Своими впечатлениями о работе и жизни в этой стране они делятся с корреспондентом "Труда", который вместе со спасателями МЧС летал в Багдад для их эвакуации.

На прошлой неделе четырьмя самолетами МЧС около 500 человек были доставлены в Москву. Подавляющее большинство наших специалистов, а также представителей стран СНГ, работавших по российским контрактам в Ираке, сожалеют, что из-за обострившейся ситуации им пришлось покинуть страну.
...Радости на лицах наших людей, выстроившихся на посадку в самолеты МЧС, не было.
- Разве кто-то хочет уезжать от таких заработков? - говорит Николай из Харькова. Он - прораб по монтажу тепломеханического оборудования. Трудился на строительстве ТЭС "Юсифия", что неподалеку от Багдада. - В этот заезд я всего полгода здесь пробыл. Не первый раз покидаю Ирак - до войны нас тоже вывозили. Так что для меня это вторая эвакуация.
Узнав, что я из "Труда", Николай говорит:
- Давно читаю вашу газету. Только вот самого труда, как такового, нет в Украине. Я имею в виду, что очень тяжело трудоустроиться. Приходится работать в Ираке. Вот заключили контракт с российской компанией "Технопромэкспорт".
- Вы работали до войны и сейчас. Есть разница?
- Небо и земля. Тогда порядок был. По Багдаду ходили спокойно - лучше, чем в Москве.
- Но теперь, я слышал, сделали 20-процентную надбавку к зарплате за риск...
- Это правда. В месяц около тысячи долларов получается. Но ведь и жизнь стала в два раза дороже, чем до войны.
Другой мой собеседник - Юрий Сокур, он из-под Киева, работал на этой же станции теплотехником. Он рассказывает, что выбора не было - оставаться или нет. "Рекомендация сворачиваться прозвучала как приказ, - говорит он. - Руководство стройки сказало: прибывают самолеты МЧС и всех вывозят. Мы собрались за один день. Лично у меня - двойственное чувство: с одной стороны, приятно, что еду домой, с другой - жаль, ведь и четырех месяцев не проработал". Юрий рассказывает, что жили они в хороших условиях - в домиках, где была и холодная, и горячая вода, газовая плита. Во дворе - футбольная и волейбольная площадки, даже теннисный корт. В общей комнате отдыха есть телевизор. По спутниковому каналу смотрели, что передают о событиях в Ираке первый и второй российские каналы. "Кстати, как только в одной из передач сказали, что "иракцы русских не трогают", так произошел захват заложников", - говорит Юрий.
Коллега и земляк Юрия - Михаил Иванович (на родине он работал на Трипольской ТЭС под Киевом) поделился своими впечатлениями об иракцах: "Они сами не сумеют станцию достроить. Даже тепломонтаж не наладят. Нет навыков, главным образом - организационных. Они сейчас днем работают, а ночью воюют. Зарплату тратят на оружие и боеприпасы. Друг за друга горой. Когда нужно было кровь сдавать для раненых, все до одного побежали".
- Какие у вас с местными рабочими отношения?
- В целом нормально живем, трудимся. По пятницам - выходной, как везде в мусульманском мире. У каждого из нас в подчинении - три-четыре иракца, а то и восемь-десять. Сейчас они обозленными стали. Бывает, замахиваются арматурой, грозят чего-то. Но мы стараемся до стычек не доводить.
- Что скажете про американцев?
- Напрямую с ними, конечно, не общаемся. Да и не видели их, гуляющих просто так, пешком - они только на машинах и танках разъезжают. Но знаем, что они говорят в наш адрес. Мол, "мы сюда с оружием боимся приезжать, а вы здесь умудряетесь работать!"
P.S.
Тем временем ситуация в Ираке продолжает обостряться. Россия, заявил на совещании у президента Владимира Путина министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, готова ко второму этапу эвакуации своих граждан. Ведь там еще остаются более 300 человек - наших соотечественников, а также представителей стран СНГ. Вместе с тем глава внешнеполитического ведомства РФ подчеркнул, что эвакуация значительной части людей не привела - и не приведет, если придется еще раз вывозить - к разрыву контрактов с Ираком. Они вернутся в Ирак сразу после нормализации обстановки.