ВСЕ МЕНЬШЕ ФОНТАНОВ

Как уже сообщал "Труд", правительство направило в Госдуму предложения по повышению экспортной пошлины на нефть и налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). А на днях в Государственной Думе состоялись парламентские слушания по правовым и организационно-экономическим аспектам применения системы дифференцированного налогообложения в природно-ресурсном секторе.

В России уже два года действует единый налог на добычу полезных ископаемых. Против его введения выступали многие эксперты. Однако прежние законодатели при активной поддержке НК "ЮКОС" проявили завидное упорство. В результате некоторые крупные компании получили стимул к наращиванию нефтедобычи: в среднем она увеличилась в 1,5 раза. Вместе с тем разведочное бурение снизилось на 30 процентов. Другими словами, минерально-сырьевая база сокращается, мы проедаем запасы, сделанные еще в советское время. Расплачиваться за это придется всей российской экономике: по оценке специалистов, падение нефтедобычи в России начнется уже во второй половине 2006 года, а к 2010-му страна может оказаться в критической ситуации.
Председатель думского Комитета по природным ресурсам и природопользованию Наталья Комарова подчеркнула, что предложения, внесенные правительством в Госдуму, не учитывают главного - доходности месторождений. В результате компании отказываются от низкодебетных скважин, нещадно эксплуатируя лишь те, что дают больше нефти. Сегодня в стране простаивает каждая четвертая скважина.
- Себестоимость добычи нефти в некоторых российских компаниях - 1,7 доллара за баррель, тогда как даже в арабских странах, где нефтедобыча объективно значительно дешевле нашей, себестоимость составляет 2 доллара за баррель,- подчеркнул председатель подкомитета по нефти Торгово-промышленной палаты Валерий Гарипов. - Это говорит о том, что компании ведут добычу варварскими методами, не заботясь о сохранении продуктивности месторождений.
В связи с этим он внес предложение: вместо НДПИ нужна индивидуальная налоговая шкала для каждого месторождения. Эту мысль продолжил руководитель Всероссийского нефтяного научно-исследовательского геологоразведочного института из Санкт-Петербурга Михаил Белонин. Введение плоской шкалы налогов, сказал он, привело к потере для госбюджета нескольких миллиардов долларов, утрате малых месторождений, досрочному прекращению эксплуатации и неполной отдаче продуктивных структур.
Заместитель министра финансов РФ Михаил Моторин высказал иное мнение. Он полагает, что налоговая система успешно совершенствуется, а правительственные поправки по нефтяной отрасли учитывают все ситуации, которые могут сложиться на мировом нефтяном рынке. Это сейчас цена на нефть высока. А если она упадет ниже 18 долларов за баррель? М. Моторин подчеркнул, что правительство - за дифференциацию налога, но не по геологическим, географическим, структурным и качественным характеристикам месторождения, а по экономике разработки недр, включая транспортную составляющую, и по уровню цен, сложившихся на мировом рынке.
- Нефтяные компании по итогам 2003 года получили шесть миллиардов долларов сверхприбыли, - напомнил зам. министра. - И куда они ее дели? Пустили на расширение производства? Нет, деньги пошли на выплату дивидендов и покупку зарубежных активов. Предлагаемое правительством увеличение НДПИ и экспортной пошлины даст дополнительно в бюджет 2,3 миллиарда долларов из шести. Разве это плохо?
На что председатель Федерального агентства по энергетике Сергей Оганесян возразил: налоговая система непременно должна учитывать особенности недропользования. А первый заместитель председателя думского Комитета по природным ресурсам и недропользованию Александр Беляков добавил, что переход к дифференцированному налогу на добычу полезных ископаемых - лишь промежуточный этап на пути введения дифференцированной природной ренты.
Против предложений правительства о повышении ставки налога на добычу полезных ископаемых без предварительного дифференцирования высказался государственный советник президента Татарстана Ринат Муслимов. Если Дума примет поправки правительства, "Татнефть" будет вынуждена остановить семь тысяч (40 процентов) скважин как убыточные. Как видим, мнение о необходимости дифференциации НДПИ не было единым.
- Пора переходить к следующему этапу законотворческой деятельности, - подытожил спор председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам Юрий Васильев. - А то уговариваем друг друга, что дифференциация НДПИ нужна, а дело дальше не движется.
По предложению члена Совета Федерации Виктора Орлова участники парламентских слушаний решили инициировать создание трехсторонней рабочей группы по совершенствованию системы налогообложения в природно-ресурсном секторе экономики.