Сериалы выходят – родня героев скорбит

Первый канал завершил показ сериала «Кураж», вызвавшего большой резонанс

Не будем касаться его художественных достоинств, о них и так многое сказано. Интересно другое: как на этот телепроект отреагировала его главная героиня – Примадонна. А ее близкие? И как вообще должны реагировать на подобные телевизионные байопики люди, которых они непосредственно касаются?

На момент написания этого материала о реакции Аллы Борисовны Пугачевой на «Кураж», который снял о ней (и о себе, конечно) ее бывший муж, ничего не было известно. Как утверждает Александр Стефанович, после развода они не виделись ни разу, но он всегда относился к экс-супруге с огромным уважением. По случаю выхода сериала режиссер принял участие в ток-шоу Андрея Малахова. И, воспользовавшись случаем, с телеэкрана обратился к Алле Борисовне с просьбой не судить о его работе, не досмотрев ее до конца.

А как вообще реагируют родные и близкие знаменитостей на то, что те становятся героями сериалов?

«Высоцкий. Спасибо, что живой»

Реакция на этот фильм, а также его многосерийный вариант у широкой общественности была бурной. Все-таки фигура Владимира Семеновича для нашего народа является знаковой. Друзья и коллеги Высоцкого высказывались довольно сдержанно, вспоминали что-то личное, не связанное с фильмом. Почему? Может, и правда, не нашли в нем никакого криминала. А может, и потому, что «Высоцкий. Спасибо, что живой» был любимым детищем Первого канала и его руководства. Кому же захочется отношения с ними портить?

Но вот реакции Марины Влади создатели ждали с нервным трепетом. Хотя бы потому, что в фильме была показана любовная интрижка Владимира Семеновича с юной поклонницей. При живой-то жене!

И французская звезда не заставила себя долго ждать. Влади заявила, что это произведение оскорбляет память Владимира Семеновича, его искусство и их общую жизнь. Но особенно ее шокировало то, что силиконовую маску, сделанную для полного сходства исполнителя главной роли с его героем, скопировали с посмертной маски Высоцкого, которую она снимала собственноручно.

«Чкалов»

Реакция на этот восьмисерийный фильм была бурной. Вплоть до того, что казанский Центр детского технического творчества, носящий имя легендарного летчика, инициировал коллективное письмо президенту РФ, спикеру Госдумы и председателю Совета Федерации с требованием сериал запретить как антипатриотичный и искажающий образ Чкалова. Из письма следовало, что «сценарий данного фильма не был согласован с родственниками Валерия Павловича и является от начала до конца лживым».

Дочери Чкалова действительно отнеслись к этой работе крайне негативно. По словам Валерии Валерьевны, они с Ольгой были просто возмущены. То, что показали по телевизору, никакого отношения к их отцу не имеет. На экране, по их мнению, легендарный летчик изображен пьяницей, хулиганом, ловеласом, а в отдельных сценах выглядит просто дураком.

Никто из создателей фильма с дочерями, естественно, не консультировался. Более того, узнав из СМИ о том, что такой сериал снимается, они попытались вступить в контакт со съемочной группой. Хотя бы для того, чтобы посмотреть готовый материал и, возможно, сделать какие-то замечания. Им пообещали такую встречу организовать. Но потом под разными предлогами стали тянуть время. В результате сестры увидели сериал только на телеэкране.

«Брежнев»

Это был, в общем-то, неплохой сериал, хотя критика не миновала и его. Многим понравилась игра исполнителя главной роли Сергея Шакурова. Но вот внук Леонида Ильича Андрей Брежнев оценил фильм как слабый и с художественной точки зрения, и в историческом плане. По его словам, в 1978 году генеральный секретарь ЦК КПСС, действительно, хотел уйти со своего поста, но он тогда еще не был настолько болен, как это показали авторы. Те делали акцент на особенностях речи и пластики героя, но эти дефекты были связаны именно с болезнью и проявились значительно позже. По мнению внука генсека, образовался существенный диссонанс между физическим состоянием героя и его способностью ясно оценивать происходящее и здраво рассуждать.

Слова Андрея Брежнева подтвердил и Григорий Романов, бывший глава Ленинградского обкома и член Политбюро. Да, в те годы Леонид Ильич еще не был таким дряхлым. Да и остальные герои не слишком похожи. У некоторых сходство с прототипами разве что в орденах. На экране не образы руководителей страны, а карикатуры на них.

«Легенды о Круге»

Этот сериал о человеке, которого называли королем российского шансона, также начали снимать без ведома его наследниц – сестры Ольги Медведевой и вдовы Ирины Круг. Как же так, можно задать вопрос, ведь они числятся в титрах в качестве консультантов? Но, по рассказу женщин, их мнением о том, каким был автор «Владимирского централа», никто не интересовался. О съемках они также узнали случайно. Актриса, игравшая последнюю любовь певца, решила позвонить Ирине Круг, чтобы порасспрашивать о деталях. Ирина попросила сценарий и буквально впала в ступор. Там Михаил беспрерывно «ботал по фене», хотя в жизни даже самых распространенных ругательств практически не употреблял. Кроме того, он постоянно проворачивал темные делишки, дрался, гнул пальцы.

Ольга и Ирина даже собирались подать в суд. Но им объяснили, что дело перспектив не имеет. Это дома-де Круг был белым и пушистым. А на суд, если такой будет, создатели сериала готовы привести тех, кто знал Круга настоящего, в том числе и представителей «братвы».

«Страсти по Чапаю»

Внучка легендарного красного комдива отнеслась к этому сериалу с юмором. Татьяна Александровна сказала: ей льстит, что у дедушки было так много женщин. На самом деле, это не соответствует действительности, хотя авторы, конечно, имеют право на вымысел. В частности, не было и быть не могло романа между Чапаем и женой Фурманова. А еще Татьяна Чапаева говорит, ссылаясь на воспоминания своего отца, что дед не пил, не курил, был аккуратен до педантизма. Но создатели «Страстей» старались максимально приблизить образ национального героя к народным анекдотам.

«Звезда эпохи»

Как и в случае с «Куражом», реальные имена прототипов в сериале были заменены на вымышленные при максимальном сходстве. И зрители легко угадывали в актрисе Валентине Седовой Валентину Серову, в писателе Константине Семенове Константина Симонова, а в маршале Родоновском – Рокоссовского. Причем изначально имена у героев были подлинными. А их замена на вымышленные оказалась тем немногим, в чем создатели «Звезды» пошли навстречу возмущенным родственникам Серовой, Симонова и Рокоссовского. Еще поменяли название. Изначально оно представляло собой стихотворную строчку Симонова «Любовь к тебе как бедствие». И убрали из фильма его стихи. Все. А ведь после прочтения сценария пришедший в ужас сын Симонова Алексей Кириллович написал 16 страниц замечаний, его сестра Мария – 12.

Больше всего их, а также внука маршала Рокоссовского Константина возмутила история о якобы существовавшем любовном треугольнике между легендарными личностями. Мало того, что его и быть-то не могло, так еще и показан он так, словно речь идет не о Советском Союзе сталинских времен, а о шалостях современной поп-тусовки.

Но подавать в суд Симоновы и Рокоссовские не стали. Фильм-то уже показали, что же делать ему дополнительный пиар!

Истина где-то рядом

Это далеко не все примеры. Можно еще вспомнить, например, реакцию на сериал «Жуков» дочерей великого маршала, которого кинематографисты сделали едва ли не двоеженцем.

Кто же прав? Родственники знаменитых людей, которым выпало несчастье стать героями сериалов, или кинопродюсеры с режиссерами? Может, и правда, в реальной жизни знаменитости были далеко не всегда такими белыми и пушистыми, какими их воспринимали близкие? Ведь очень часто дома люди бывают совсем другими, нежели на работе. Или все же нельзя оскорблять чувства родственников? Да и вообще делать из небожителей, кумиров миллионов людей с вредными привычками и всевозможными пороками? 

Или надо снимать сериалы только про героев давно минувших времен, все друзья и родные которых уже покинули этот мир… Но многим ли они интересны?