- Вы были участником встречи региональных лидеров с президентом Путиным, на которой обсуждались законодательные инициативы, связанные с реформами государственной власти. Каковы ваши впечатления: насколько полезной была эта встреча, столкнулись ли на ней противоположные мнения?..
- Встреча была полезной именно потому, что превратилась в подлинную дискуссию. А в дискуссии, как известно, мнения сталкиваются всерьез - и противоположные...
- И что же, были мнения, противоположные президентскому?
- Были и такие. Хотя большинство участников уточняли детали, спорили с президентом по поводу толкования того или иного предложения по совершенствованию, усилению властной вертикали. В любом случае такой свободный, дискуссионный стиль обсуждения, кажется, становится как бы "визитной карточкой" нового президента России.
- Сергей Семенович, ну а ваше отношение к президентским инициативам какое? Многие считают, что они существенно суживают властные полномочия губернаторов, президентов республик, руководителей местного самоуправления?
- Видите ли, дело как раз в том, что президентские инициативы не столько прибавляют или убавляют властных полномочий кому бы то ни было, сколько делают эти полномочия взаимосвязанными и, так сказать, управляемыми. Мне кажется, что вопрос управляемости на разных уровнях российской власти назрел сегодня более всего. Мы в Совете Федерации, кстати, постоянно об этом говорили в последнее время. К сожалению, сложилось так, что в реформировании государственного устройства мы ушли намного дальше, чем в реформах экономики. Кое в чем мы пошли даже дальше, чем развитые страны Европы. Я, к примеру, изучал соответствующее законодательство европейских стран и могу вам сказать, что нигде вышестоящая власть не лишена реальных рычагов воздействия на органы местного самоуправления. Только у нас так. Нигде нет такого положения, когда руководитель государства не может отстранить от должности губернатора, даже если последний грубо нарушает федеральное законодательство. У нас, как это ни парадоксально, все наоборот: скорее, президент зависим от губернаторов, поскольку они как члены Совета Федерации могут принять решение об импичменте...
- Кстати, сейчас много говорят о технологии отстранения от должности губернатора...
- Владимир Путин однозначно высказался в том смысле, что без суда решение об отстранении от должности губернатора принято быть не может. Именно суд вправе определить: было ли в действиях руководителя региона, либо в действиях законодательного собрания территории грубое нарушение федерального законодательства. И только если такие нарушения будут судом установлены, может быть принято президентом решение об отстранении от должности главы администрации или о роспуске законодательного собрания региона...
- Потребует ли реформа, которую предлагает президент, внесения каких-то изменений в Конституцию? Ведь эти указы, проекты законов - вероятно, только первый шаг на пути реформирования государственной власти?..
- Почему "первый"? Сделан, как я считаю, основной шаг, позволяющий решить главную задачу - заставить властную вертикаль в России работать. Так что изменений в Конституции, полагаю, не потребуется. Конечно, тут есть некие шероховатости. К примеру, нам надо будет уяснить ряд конституционных положений, касающихся властных полномочий местного самоуправления. Но, думаю, с помощью Конституционного суда мы сможем получить толкования Основного Закона, которые позволят главам региональных администраций эффективно управлять на местах.
- Отстранение от должности губернаторов или роспуск законодательных собраний может быть предпринято только по фактам грубого нарушения федерального законодательства или, например, в связи с ухудшением экономического положения в регионе, ошибками в управлении, допущенными местными руководителями?..
- Речь, насколько я понимаю, идет прежде всего о нарушениях федерального законодательства.
- В таком случае, не кажется ли вам, что все губернаторы и законодательные собрания в регионах России оказываются как бы в подвешенном состоянии: у большинства в той или иной степени такие нарушения уже есть?
- Я уверен, что сейчас начнется интенсивный процесс приведения в соответствие регионального и федерального законодательств. Причем инициаторами тут будут сами региональные власти. Этого, по существу, президент и добивается. Это и есть управляемость регионов...
- В результате предлагаемой реформы Совета Федерации губернаторы и председатели местных законодательных собраний перестают быть сенаторами, а значит, в существенной мере - публичными политиками. Вряд ли это понравится губернаторам, привыкшим уже быть и на виду, и на слуху...
- Возможно, вы правы. Но ведь никто не вменял в обязанность губернатору быть публичным политиком. Его обязанности совсем другие - он должен заниматься решением проблем в своих регионах. В конце концов не всероссийский же телезритель его избирал, а население области или края, которым он руководит. Усиление государственной власти - это еще и умение поставить дело так, чтобы каждый занимался своим делом. И губернатор в том числе.
- Как и когда будет формироваться новый Совет Федерации?
- Думаю, что в начале будущего года у нас появятся новые российские сенаторы, которые будут работать на постоянной основе. Впрочем, это будет зависеть от того, как скоро будут приняты все необходимые правовые акты. А что касается верхней палаты парламента, то численность ее останется неизменной, состоять она будет из людей, представляющих каждый регион страны. Один человек от региона будет делегирован в Совет Федерации от администрации республики, области или края, другой - от соответствующего законодательного собрания.
- Вы говорите "делегирован". Это означает, что новые сенаторы не будут избираться в своих регионах, а станут "назначенцами" местной законодательной и исполнительной властей?
- Никаких выборов в Совет Федерации не будет. Это по определению палата представителей. И она будет представлена делегатами от законодательной и исполнительной власти региона. Только эти делегаты - не губернаторы и не председатели законодательных собраний. Определять, кто будет представлять регион в российском сенате, будут администрации регионов и законодательные собрания. Один сенатор будет назван администрацией, второй - местными законодателями. Словом, новые сенаторы должны быть максимально сориентированы на законотворчество и отстаивание интересов своих территорий. Что опять же укрепит и региональную, и федеральную власти, свяжет их накрепко общим делом, государственными интересами.