ПОЕЗД В ЭНЕРГОТУПИКЕ

Электровоз поднимал состав в гору. Все шло как обычно. Вдруг - стоп! Приборы, обесточившись,

Электровоз поднимал состав в гору. Все шло как обычно. Вдруг - стоп! Приборы, обесточившись, отключились. Только мастерство машиниста спасло вагоны от опрокидывания. Состав был грузовым, пассажиров в нем не было. Потому люди не посыпались с полок, ломая руки и ноги. И груз оказался не взрывоопасным. По железной дороге, как известно, постоянно идут грузы не просто важные, а стратегические, военные. Зачастую - ядерные. Резкая остановка поездов вполне способна породить трагедию вселенского масштаба. Но тот, кто дернул рубильник, дающий электроэнергию на железнодорожную подстанцию, видимо, об этом не думал.
РЕЛЬСОВАЯ ВОЙНА
Во всем мире, который мы зовем "цивилизованным" и "демократическим", подобная акция была бы расценена однозначно - диверсия. Или акт терроризма. Мы же привычно разводим руками: мол, таковы реалии российского рынка. Что поделать, если одна полугосударственная структура (РАО "ЕЭС России") таким образом решает свои финансовые проблемы с другой государственной структурой - МПС? То, что от подобных "разборок" страдает само государство, - вроде бы не замечается.
Дело даже не в том, что отключения электроэнергии на действующих путях грозят железнодорожными катастрофами. Остановка движения вагонов - прямой удар по экономике страны в целом, убытки от такой "диверсионной" политики даже не поддаются простому математическому подсчету. Но, чтобы представить общую картину, можно рассмотреть частный пример.
Еще при царе-батюшке было начато строительство Транссибирской железнодорожной магистрали. Уже в прошлом веке понималось огромное экономическое и стратегическое значение "чугунки", соединяющей европейскую и азиатскую части России. На особом счету тут был участок, именуемый нынче Южно-уральской железной дорогой (ЮУЖД). Именно эта дорога стала определяющим фактором превращения далеких провинций в индустриальные области.
Наметившееся было оживление экономики урало-сибирских регионов сказалось и на работе ЮУЖД. Только за первые четыре месяца этого года объем грузоперевозок возрос на 26 процентов. Естественно, это повлекло за собой и увеличение потребления электроэнергии - до 30 процентов. Казалось бы, энергетикам это в радость: больше покупают, значит, больше барыш. Но не тут-то было. "Челябэнерго" вдруг "вздувает" свой тариф для железнодорожников почти в два раза. Чуть отставая от соседей, но также последовательно увеличивают оплату за мегаватты и в "Курганэнерго". Такая деталь: для промышленных предприятий Челябинской области местные энергетики подняли свой тариф лишь на 6 процентов. В буквальном смысле получается: кто везет, на том и "ездят".
Возможно, "Челябэнерго" действительно разбогатеет на железнодорожных деньгах? Может быть, местная энергокомпания, введя новые тарифы на энерготягу поездов, сумеет твердо встать на ноги, решить все свои финансовые проблемы? Для региона это было бы отрадно. Но, оказывается, политэкономическая логика здесь несколько иная.
ЖАДНОСТЬ ПОГУБИЛА...
Вот ведь какая парадоксальная штука получается: жажда обогащения приводит к... обнищанию. До руководителя ОАО "Челябэнерго" Вячеслава Воронина в этом смог убедиться хозяин одного коммерческого ларька. Пожелав иметь сверхприбыль, этот коммерсант чуть приподнял цены в своем киоске. Покупателей, естественно, стало меньше. Чтобы не "прогореть", он увеличил цены еще раз. Покупателей стало еще меньше. Так и шло, пока бестолковому и жадному хозяйчику не пришлось закрыть свою торговую точку вовсе. Разорился бедолага...
Ясно, что резкое повышение тарифов (с 19 копеек до 35 коп. за кВт/ч) на электротягу поездов неизбежно приведет к снижению грузопотока с участка Иссык-Куль - Челябинск - Самара Транссибирской магистрали. Перевозчики потянутся с ЮУЖД на Свердловскую железную дорогу, где энерготариф на 45 процентов ниже челябэнерговского. Их грузы, делая солидный крюк, будут идти, конечно, дольше, но зато - дешевле. Следовательно, у южноуральских железнодорожников работы поубавится. Значит, электроэнергии им потребуется меньше. А это для "Челябэнерго" - прямой убыток. Чем его восполнять? Наверное, местные "киловатники" ничего лучше не придумают, как снова поднять свой тариф. Чем все это кончится - гадать не надо: рыночная логика и для маленького ларька, и для энергокомпании одинакова.
Примечательно, что ушлые американцы, контролирующие энергосистему Казахстана, тоже подняли свой тариф для ЮУЖД, путь которой проходит по их территории. Но их аппетиты не вышли за рамки 7,5 процента. Не хотят, видать. "империалисты" резать курочку, несущую золотые яйца.
Трудно себе представить, что грядущие негативные экономические последствия для региона, для железнодорожников и собственно для "Челябэнерго" - тайна для Вячеслава Воронина. Однако он упорствует в своих действиях. Почему? Ответ, думается, надо искать в кабинетах РАО "ЕЭС России". Примечательно, что южноуральские оборонщики на встрече с Владимиром Путиным оценили деятельность главы РАО как преступную. Президент тогда сумел смягчить обстановку, заверил, что правительство сумеет должным образом контролировать действия этой компании. Но оценка все же прозвучала, и вопрос остался.
НА ЗАПАСНОМ ПУТИ
В свое время "бронепоезд на запасном пути" символизировал мощь нашей страны. Сегодня картина получается обратная. В безвыходный тупик его может завести своя же, российская энергополитика.
Железнодорожники пока держатся, не дают остановиться грузоперевозкам, а значит, и экономике регионов. Более того, Министерство путей сообщения вновь заявило о сдерживании собственных тарифов ради снижения себестоимости продукции промышленных предприятий, ради поддержания пассажирских перевозок. Проще говоря, для пополнения бюджета страны и граждан, ее населяющих.
Заметим, что ЮУЖД среди своих коллег признана одним из лидеров по энергосбережению. Отбиваясь от энергозависимости, южноуральцам пришлось даже выгнать с запасных путей тепловозы, того и гляди паровозную тягу начнут использовать. Словно две государственные структуры не на одно государство работают, а в единоборстве сошлись.
Впрочем, для того же "Челябэнерго", для единой энергосистемы России МПС идет на льготы ЮУЖД, везет для нее экибастузский уголь по внутрироссийским тарифам, что дает энергетикам снижение транспортной составляющей в энергоцене в три (!) раза. Только за минувший год челябинским энергетикам было предоставлено скидок на 85 миллионов рублей. Кроме того, железнодорожники в порядке исключения 100-процентно оплачивают "живыми" деньгами потребленную энергию напрямую в "Челябэнерго", а не в РАО, как другие их коллеги. Другими словами, режим благоприятствования полный. Но - односторонний.
Понятно, что продолжаться такая благотворительность не может. Если энергопартнер не умерит свои аппетиты, то последуют адекватные обратные меры. Рост же тарифов на грузовые и пассажирские перевозки объективно будет стимулировать инфляционные процессы, от которых не поздоровится всем.