ТЕЛЕФОННОЕ ТАКСИ

Минсвязи объявило о намерении в ближайшее время перейти на повременную систему оплаты телефонных услуг. Кому от этого станет легче?

Cегодня существует четкий водораздел между сторонниками и противниками повременки. Понятно, что связисты - "за", они-то и затеяли весь сыр-бор. Ввести повременную оплату для них - все равно что заставить всех платить за воду из обычного крана. А поскольку потребителей телефонных услуг больше, чем, скажем, потребителей бензина, из минут телефонных разговоров автоматически сложится финансовый поток не хуже нефтедолларового. Качать его будут из наших с вами карманов.
По данным ПРАЙМ-ТАСС, в России на 1 января 2001 года насчитывалось 28,69 млн. телефонных номеров, из них 23,485 млн. квартирных. А к 2015 году их станет 63 млн. О размерах пирога, который пытаются поделить на наших глазах, можно судить еще и по такому факту: не так давно операторы телефонных сетей Великобритании только за право использовать радиочастоты в коммерческих целях заплатили правительству несколько десятков миллиардов долларов!
Понятно, что английские телефонные магнаты вернут потраченное и получат прибыль уже за счет потребителя. Но все-таки вначале они инвестировали огромные средства, а уже потом станут получать прибыль. В России решили поступить "как всегда" - то есть получать прибыль сразу, инвестиции же проводить потом, и за счет потребителя. Как говорится, утром - деньги, вечером - стулья.
Аргументы связистов по-своему неотразимы: отрасль требует больших инвестиций для своего развития, часть сетей, особенно в сельской местности, убыточна. Но самый веский аргумент связистов - это то, что в 140 городах России повременка уже введена и серьезных проблем при этом не возникло.
Тем не менее сопротивление введению повременки существует. Общественные организации, особенно с участием активных пользователей Интернета, регулярно устраивают акции протеста. А на днях против повременки с трибуны Госдумы выступил председатель Комитета по экономической политике Сергей Глазьев. По его мнению, введение повременной оплаты за телефонные разговоры, "во-первых, нарушит права потребителей телефонной связи, во-вторых, приведет к удорожанию телефонных услуг и, в-третьих, создаст барьер для использования информационных технологий, затормозит их развитие", сократит число российских пользователей Интернета. С.Глазьев считает, что Министерство связи исходит в своей политике из критериев прибыли и из корпоративных интересов телефонных компаний, забывая о социальных аспектах.
С.Глазьев предложил внести поправку в соответствующий федеральный закон, закрепляющую право гражданина самостоятельно выбирать форму оплаты за телефон. Принятие закона позволит, с одной стороны, перейти на самоокупаемость услуг телефонной связи, не нарушая прав уязвимых социальных групп и не отрезая часть населения от современных информационных технологий, с другой - усилит возможность справедливого распределения финансовой нагрузки на население.
Не согласиться с такими оценками непредвзятому наблюдателю трудно. Реформы в экономике - дело важное, нужное и неизбежное. Однако почему-то они по-прежнему проводятся за счет населения, а не в его интересах.