04 декабря 2016г.
МОСКВА 
-10...-12°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

УТЮГ КАК ФАКТОР РИСКА

Сухая Светлана
Опубликовано 01:01 23 Мая 2001г.
Всем нам очень хотелось бы пользоваться услугами цивилизованного, изобильного, налаженного по принципу "Клиент всегда прав" рынка товаров и услуг. Слава Богу, ушли в прошлое магазины, пугающие пустотой полок. Но пока, увы, на смену им пришел базар, где вполне качественные товары густо перемешаны с дешевкой и подделкой, которая может быть опасна для здоровья потребителя. Помочь обеспечить безопасность покупателя - обязанность государства.

Сегодня активно обсуждается пакет новых законопроектов, разработанных Минэкономразвития, которые призваны максимально упростить предпринимателям доступ на рынок. Лозунг "Долой бюрократию в экономике!", казалось бы, можно только приветствовать. Но выясняется, что упрощение правил игры на рынке потребительских товаров может, что называется, выйти нам боком.
Попробуем коротко напомнить историю вопроса. В 1992 году у нас были разработаны основы законодательства о защите прав потребителя. Стала применяться процедура сертификации продукции. Была создана специальная структура: испытательные лаборатории, органы по сертификации... Словом, как принято в мире. Сегодня, исходя из призыва о "дебюрократизации" экономики, систему сертификации предлагается упразднить. Пояснить ситуацию мы попросили специалиста из Госстандарта России - заместителя начальника отдела информатики, электротехники и приборостроения Сергея ПУГАЧЕВА.
- Возьмем для примера самый простой электроприбор - утюг. Есть стандарт по его безопасности, требующий более ста различных проверок и испытаний на восемь возможных ситуаций. Термическая опасность - чтобы не обжечь руку. Электробезопасность - чтобы не ударило током. Огнестойкость - чтобы сам прибор не загорелся. И так далее. Подчеркиваю: все это аналогично зарубежным стандартам. Наша система сертификации доказала свою эффективность. У нас много предварительных отказов на стадии испытаний продукции (до 60 процентов), когда мы "бракуем" электротовары, в том числе импортную технику, а ведь ее на нашем рынке - 70-80 процентов от общей массы. Одно из объяснений: в Европе ужесточаются стандарты, поэтому часто то, что там "не годится", поставляют нам. Но это вовсе не значит, что производитель некондиционного товара уходит с нашего рынка. Он дорабатывает конструкцию изделия и после повторных испытаний получает сертификат. Окончательных и бесповоротных отказов - около двух процентов. Так что говорить, будто система сертификации "перекрывает кислород" новым товарам, - мягко говоря, преувеличение.
Сейчас же предлагается, чтобы изготовитель (продавец) просто заполнял декларацию, то есть сам заявлял о безопасности своего изделия. Да, такая практика в ряде случаев тоже применяется в Европе - в условиях жесткого единообразного законодательства, вводящего административную и уголовную ответственность за изготовление и поставку опасной продукции. При поставке в "третьи страны" (в том числе в Россию) подобных гарантий нет. Кроме того, в европейских странах действует четкий государственный надзор за рынком. В благополучной Европе местные надзорные органы в результате проверок в магазинах находят до 50 процентов светильников и электроприборов, не соответствующих требованиям безопасности. Конечно, во многом наша система сертификации несовершенна, что-то, вероятно, надо менять, но не ломать же ее вовсе!
- Вероятно, система декларирования возможна там, где рынок уже устоялся, где четко действуют правила взаимоотношений производителя и потребителя, где последний хотя бы знает, как защитить свои права.
- Безусловно. Поймите, сейчас у нас огромное число фирм-однодневок, электротовары собирают в гаражах и квартирах, на многих крупных производствах сокращены или совсем ликвидированы отделы технического контроля. Если 80 процентов предъявляемых копий сертификатов - поддельные, о какой добросовестности продавцов можно говорить? В таких условиях сделать панацеей декларацию означает, что государство самоустраняется от обязанности защищать население, нас с вами.
- Считается, что импортная техника более качественна. Может, ослабление контроля за потребительским рынком - это способ облегчить жизнь отечественным производителям?
- Наоборот! Российские производители очень заинтересованы в обязательной сертификации. Они испытывают и доводят до нужного уровня свою продукцию, вкладывают в это деньги и время, а в результате она не способна конкурировать по цене с поддельной низкокачественной, зато дешевой китайской, таиландской продукцией. А без сертификации и при отсутствии жесткого контроля за рынком мы утонем в потоках дешевых поделок. Беда еще и в том, что к новой ситуации не готов и потребитель. Да, люди стали разборчивее. Но до сих пор почти никто не способен оценить знаки соответствия на товарах, понять, насколько качественную продукцию ему предлагают. Да и финансово наш покупатель не может ориентироваться на "элитную" продукцию. Его искушают низкой ценой, и он покупает на рынке любую туфту. А ведь в случае с электротехникой это чревато серьезными бедами, травмами. По нашим данным, за пять лет на российский рынок не было допущено около 18,5 МИЛЛИОНА единиц такой продукции. Да, у нас есть система надзора, которую, кстати, предлагают существенно сократить. Но инспектор, который придет в магазин, не способен испытать всю продукцию. Речь может идти только о выборочных испытаниях. Значит, реально ответственность за реализацию опасной продукции может настигнуть предпринимателя только после произошедших случаев травматизма.
Отмена существующей системы стандартизации, в том числе и обязательной сертификации продукции, всерьез коснется не только товаров широкого потребления, но и производственного оборудования. Миллионы людей в стране работают на заводах и имеют дело со сложными станками, плавильными печами, формовочными машинами. Оборудование, которое не проверено на безопасность, - серьезная угроза для работников любого производства. Если, например, станок не заземлен, то рабочего может убить током. Если нет ограждения, рука может попасть в машину, механизм - неизбежно серьезное увечье. В проекте закона "О стандартизации и подтверждении соответствия" предложено исключить продукцию машиностроения и электротехники (то есть машины, станки и электротехнические изделия) из перечня изделий, которые подлежат сертификации. Зато потом планируется изменять этот перечень "на основе статистики несчастных случаев". Неужели надо сначала калечить людей, а уж потом начинать профилактику этого? Производственники-практики убеждены: если отменить обязательную сертификацию продукции машиностроения, количество несчастных случаев на предприятиях резко возрастет.
С тревогой следят за ситуацией и руководители Федерации Независимых Профсоюзов России. Оттуда даже было направлено специальное письмо в правительство. Суть его - неприемлемость резкой реорганизации системы стандартизации, и особенно ликвидации обязательной сертификации продукции.
- Мы всерьез озабочены "революционными" предложениями по поводу реорганизации Госстандарта, - говорит секретарь ФНПР, главный технический инспектор труда Виталий Трумель. - Сегодня процесс стандартизации упорядочен, за него отвечает государство. Существующая система создавалась десятилетиями, она себя оправдывает, позволяя обеспечить безопасность населения. Если ее ликвидировать, мы окажемся беззащитными перед валом некачественной продукции.
Конечно, борьба с бюрократическими барьерами в любой сфере деятельности - дело святое. И наверняка какие-то процедуры в процессах сертификации продукции требуют, усовершенствования, упрощения. Хотелось бы только, чтобы с водой не выплескивался ребенок, а забота о свободе предпринимателя разумно сочеталась с заботой о жизни и здоровье потребителя, то есть - всех нас. Чтобы не только новые товары беспрепятственно выходили на наш российский рынок, но и мы чувствовали себя уверенно, покидая рынок с очередной покупкой...


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников