ЧАСЫ МИРНОГО ПРОЦЕССА СНОВА ПОШЛИ

Случилось так, что как раз в это время в Нью-Йорке было объявлено о содержании доклада

Случилось так, что как раз в это время в Нью-Йорке было объявлено о содержании доклада международной комиссии во главе с бывшим американским сенатором Джорджем Митчеллом, которая расследовала причины последнего витка израильско-палестинской конфронтации. По словам Переса, все стороны согласны в том, что предложенная комиссией Митчелла программа может служить основой для урегулирования (это позже было подтверждено в сообщениях о принципиальной позиции палестинского руководства). Как пояснил израильский вице-премьер, план предусматривает полное прекращение огня, период "охлаждения страстей", ряд шагов с обеих сторон по восстановлению взаимного доверия и, наконец, возобновление переговоров. Добавим, что важнейшей частью доклада комиссии Митчелла является призыв к Израилю свернуть строительство поселений на Западном берегу Иордана и в Газе, а к палестинским властям - не позволять вести огонь с контролируемой ими территории по израильтянам и арестовывать виновных в этом боевиков.
Перес выразил уверенность, что Ясир Арафат может справиться с ситуацией, и добавил, что израильтяне ждут от него публичного осуждения терроризма и конкретных действий по его пресечению.
"Программа комиссии Митчелла принимается, она должна помочь найти выход", - еще раз подчеркнул Шимон Перес. По его мнению, сложившемуся после состоявшихся ранее переговоров Переса в Вашингтоне и визита в Москву, разница в подходах России и США к урегулированию на Ближнем Востоке невелика - "можно сказать, что их подход практически идентичен".
В ходе пресс-конференции Шимон Перес обстоятельно ответил на вопрос корреспондента "Труда" о его встрече с Александром СОЛЖЕНИЦЫНЫМ, о которой до сих пор ничего не сообщалось в СМИ. Два нобелевских лауреата вели беседу, по словам Переса, "на глобальные темы".
Солженицын, сказал израильтянин, живет в довольно уединенном месте, вокруг лес. Но и в этом своем уединении он живет проблемами всего мира. Хозяин начал беседу с того, что его часто приглашают на различные конференции по правам человека. Но он в них не участвует, считая, что нужно говорить скорее не о правах, а об обязанностях человека. Солженицын, как понял Перес, встревожен спадом, сползанием культуры. Он различает понятия "цивилизация" и "культура". Цивилизация, считает Солженицын (со слов Переса), - это ход жизни, а культура - это ее ощущение, вкус. Ход жизни ускорился, вкус ослабел. Культура прежде всего там, где есть справедливость, правосудие, уважение к человеческой жизни. Александр Исаевич, продолжал Перес, считает, что люди стали намного богаче в средствах коммуникации, но беднее в своих отношениях. Больше всего пострадало то, что по-русски называется "душа" (это слово Перес, говоривший на иврите, произнес именно так).
- Солженицын удивил меня, сообщив, что подумывает написать книгу об отношениях между русскими и евреями, - сказал Шимон Перес. - Приятно было услышать, что он ценит тот факт, что я не отчаиваюсь, а продолжаю борьбу за мир.