С ВЕРОЙ В ГРАНАТОМЕТ

В Пятигорске продолжается суд над большой группой ваххабитов - приверженцев крайне экстремистского крыла в исламе. На скамье подсудимых - верхушка ваххабитского подполья, планировавшая путем терактов и диверсий насильственный захват власти, отторжение от России Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии, создание на их территории самостоятельного исламского государства с шариатской формой правления. Специальный корреспондент "Труда" передает из Пятигорска.

ПРОКУРАТУРА БЕРЕТ СЛЕД
Как удалось выйти на четко организованное и тщательно законспирированное ваххабитское подполье? Руководитель следственной бригады, старший следователь по особо важным делам управления Генпрокуратуры на Северном Кавказе Игорь Ткачев рассказывает:
- 24 мая прошлого года в Минводах, Ессентуках и неподалеку от Черкесска почти одновременно прогремели взрывы, унесшие в общей сложности жизни 25 человек. Перед взрывом в Карачаево-Черкесии сотрудниками ГАИ был задержан водитель потрепанного "жигуленка" Арасул Хубиев. Милиционеры обратили внимание на странное обстоятельство: горючее в карбюратор поступало не из бензобака, а из приспособленной под капотом обычной пластиковой бутылки. Бензобак же оказался на замке.
Поначалу водитель пытался выкручиваться: в баке, мол, наркотики, возьмите большие деньги и отпустите меня восвояси. Скоро прибыли эксперты, чтобы разобраться с инцидентом. Взрыв прогремел, как только они коснулись капота. Оба специалиста погибли.
Позднее выяснилось, что все три взрыва осуществлены с помощью однотипных устройств в автомобилях-бомбах, приводимых в действие часовым механизмом. Случайными такие совпадения быть не могли. Стали "раскручивать" Хубиева. Наконец он начал давать показания. Вскоре в прокуратуре убедились, что имеют дело с целой религиозно-террористической организацией, ставящей перед собой далеко идущие цели.
В ПРИЦЕЛЕ - КРЕМЛЬ
Я держу в руках вещественное доказательство - план-схему Москвы. На ней фиолетовым красителем сделаны пометки. В квадрате 7Ж имеется надпись: "Каширское шоссе, 6, дом 2-п". Ниже - рисунок в виде квадрата размером 0,7 на 0,7 миллиметра. Квадрат перечеркнут, что, видимо, означает "выполнено".
В квадратах 45Ж по Каширскому шоссе пунктиром обозначен маршрут движения от улицы Маршала Захарова до АЗС N 23. В квадрате 4Д, в районе типографского обозначения "Кремль", фиолетовым красителем выполнен прямоугольник неправильной формы. Он заштрихован, но не перечеркнут. Судя по всему, это была еще одна цель террористов. Эта, а также карты крупнейших городов Северного Кавказа обнаружены при обыске домовладения одного из ваххабитов. Суд выясняет причастность подсудимых к громким терактам в Москве.
Среди конфискованных у ваххабитов документов обращает на себя внимание и перечень задач, которые ставит перед собой террористическая партия "Хазбулах" на Кавказе. Вот некоторые из них.
- Ограбить российский банк.
- Купить оружие и снаряжение, чтобы превзойти МВД.
- Похищать сыновей и дочерей от 18 лет у людей, находящихся на должностях у неверного государства.
- Установить шариат в селах, где хотя бы 30 процентов населения поддерживают ваххабизм.
- Образовать кавказский исламат.
- Присоединить Абхазию к иммату и получить выход к морю.
Как выяснило следствие, ваххабитское подполье имело четкую структурную организацию и было строго законспирировано. По инициативе его руководителя, бывшего директора медресе в селе Учкекен Малокарачаевского района Р. Борлакова, все преступное сообщество было поделено на религиозно-военизированные группы - так называемые джамааты. Они существовали практически во всех населенных пунктах Карачаево-Черкесии. На их базе формировались незаконные вооруженные отряды.
Когда Борлаков бросился в бега, преступное сообщество возглавил амир "правоверных братьев-мусульман" Хызыр Салтагаров. Он-то и взялся за разработку преступных акций, организацию вооруженного мятежа. Почти все члены преступной организации прошли военную и диверсионную подготовку у международного террориста Хаттаба, других арабских наемников. В тайных схронах было спрятано немало оружия и боеприпасов, но с сигналом о начале мятежа руководители подполья не спешили, видимо, выбирали подходящий момент. На конспиративной квартире (город Усть-Джегута, микрорайон Московский, дом 46, квартира 123), снимаемой ваххабитским активистом Отарием Айбазовым, проводились собрания джамаата, встречи боевиков с руководителями подполья Салтагаровым и Биттировым, где разрабатывались планы и условия захвата власти, распределялись роли каждого из членов организации.
Тем временем неукротимые бойцы за "чистый ислам" совершали и сугубо криминальные "подвиги". Братьям-мусульманам нужны были средства для организации государственного переворота, и "воины джихада" не брезговали даже откровенным грабежом с тяжелыми последствиями для их жертв. Вот только один эпизод, зафиксированный в следственных документах.
Ранним утром 29 декабря 1999 года вооруженные пистолетами Рустам Тлисов и Рузали Хутов, натянув маски и перчатки, перемахнули через забор дома богатого коммерсанта Р. Марчанукова и затаились, поджидая жертву. По наводке другого боевика - Оли Каппушева они знали, что при коммерсанте будет крупная сумма в валюте. Весьма примечательный штрих, характеризующий нравы ваххабитов: главарь подполья Салтагаров дал согласие на бандитский налет, потребовав для себя 20 процентов от похищенной суммы.
Бандиты выпустили в жертву не менее 10 пуль из двух пистолетов и, захватив машину коммерсанта, скрылись. Но желаемого результата не добились: коммерсант чудом остался жив, а денег при нем не оказалось.
ПОКА БОГОСЛОВЫ СПОРЯТ...
Знающие люди считают, что с арестом верхушки ваххабитского подполья в Карачаево-Черкесии, гибелью Хаттаба и даже законодательным запретом экстремистского течения в одной отдельно взятой республике (Дагестан) стоглавую гидру ваххабитской экспансии на Северном Кавказе не раздавить. Казалось бы, с разгромом "осиных гнезд" в селениях Карамахи и Чабанмахи вопрос с ваххабизмом в Дагестане решен. Но трагедия в Каспийске 9 мая показала, что военно-религиозные банды живы и способны наносить ощутимые удары.
Известно, что ваххабизм возникает там, где слабеет власть, а социально-экономические условия, безработица приводят к обнищанию значительной части населения. Именно поэтому основные ваххабитские очаги сегодня - это высокогорье Дагестана и Кабардино-Балкарии, та территория Карачаево-Черкесии, которая населена в основном карачаевцами, а также нагайские степи в восточной части Ставропольского края. Здесь обстановка сегодня настолько напряжена, что в прокуратуре мне настоятельно советовали не ездить в карачаевское селенье Учкекен: там или убьют, или возьмут в заложники.
Примечательно, что в той же Карачаево-Черкесии наметился четкий раскол среди верующих. Основная часть населения, преимущественно старшего возраста, по-прежнему придерживается традиционного ислама. Ваххабитские же идеи овладевают чаще всего молодежью. Объяснение этому кроется в самих основных постулатах ваххабизма. Главное в нем - утверждение единобожия: между Аллахом и верующим нет никаких авторитетов. Нельзя взывать о помощи ни к кому, кроме Аллаха. Нельзя поклоняться праведникам, сподвижникам пророка и святым, строить мечети над их могилами. Нельзя обожествлять даже самого пророка Мохаммеда. Все виды поклонения и верований, противоречащие этим постулатам, ваххабиты объявляют "ширком", то есть многобожием.
Такая философия не может импонировать молодым и амбициозным людям. Раз нет никаких авторитетов, кроме самого Аллаха, значит, можно не считаться ни с кем, утверждая свое право силой оружия. Священный же джихад против неверных (а неверными могут быть даже мусульмане, не исповедующие ваххабизм) открывает молодым людям источники скорого обогащения, сулит всякие блага в загробной жизни.
Одновременно ваххабитские главари настраивают молодых против существующего в России государственного строя, всячески превозносят прелести шариатского правления. В одной из листовок, фигурирующих в уголовном деле, читаем: "Знаете ли вы, что в исламского государстве отсутствует квартплата, вода является достоянием всех и за воду запрещено брать плату? Бесплатными является также электроэнергия и газоснабжение". Наивная и малообразованная молодежь, как правило, попадается на подобные удочки.
Ваххабизм - официальную государственную идеологию Саудовской Аравии - большинство российских мусульман считает ересью. Председатель Центрального духовного правления мусульман России Талгат Таджуддин заявляет: "Мы не хотим, чтобы у нас в стране были ваххабиты и те, кто из чужих стран нас хочет учить...
Пока богословы спорят, маховик ваххабитского экстремизма на Северном Кавказе набирает обороты. Сегодня уже ни у кого нет сомнений: ваххабизм, ярым апологетом которого был Хаттаб, - ударное острие международного терроризма, направленное в сердце России.