ПРЯНИК ДЛЯ ДЕПУТАТА

Приступив к исполнению должностных обязанностей, новый руководитель аппарата Государственной Думы Александр ЛОТОРЕВ своим первым распоряжением, как известно, выплатил премии депутатам. Не жест ли благодарности за назначение? На этот и другие вопросы редакции отвечает сам Александр Николаевич.

- Нет, стечение обстоятельств. Как раз подошло время по итогам первого квартала выплатить и депутатам, и сотрудникам думского аппарата, я бы сказал, не премию, а денежное вознаграждение. В Государственной Думе оно обычно выплачивается в размере месячного денежного содержания. Никакого криминала или чего-то противоправного здесь нет - эти средства заложены в бюджет Государственной Думы. К сожалению, думские чиновники даже высокого уровня имеют небольшие оклады - до 3000 рублей, и мы пытаемся поддержать людей.
Депутат на руки получает примерно 10 тысяч рублей. Однако его деятельность предусматривает огромные расходы, особенно во время поездок в регионы. Как правило, тратит личные средства, и мы стараемся в какой-то мере компенсировать их.
- Недавно аудитор Счетной палаты Александр Кушнарев объявил, что у аппарата Государственной Думы выявлено нецелевое расходование средств в сумме 600 тысяч рублей...
- 670 тыся. Это деньги, потраченные на обучение депутатского корпуса и работников думского аппарата. Практика была такова: если депутат или аппаратчик получал второе высшее образование, то 30 процентов расходов на обучение оплачивал лично, а 70 процентов из средств федерального бюджета. Да нарушено положение, которое предусматривает, что получение второго высшего образования человек должен оплачивать сам.
Если говорить о ситуации без пристрастия, то можно сказать, что деньги израсходованы на доброе дело. И депутаты, и государственные служащие получили второе образование, как правило юридическое, которое крайне необходимо им для профессиональной деятельности. Понятно, что в данном случае допущено нецелевое расходование средств, но финансы, вложенные в знания, в образование, - это инвестиции в развитие государственной службы. На мой взгляд, надо все привести в соответствие с потребностью жизни и эти затраты узаконить.
- Уже более месяца вы руководите думским аппаратом. Какие первые впечатления? Ожидаются ли структурные преобразования, кадровые сокращения?
- Я активно встречаюсь с сотрудниками аппарата, стараюсь дойти до каждого, знакомлюсь с организацией работы не только управлений, но и отделов. По итогам таких встреч проводим анализ ситуации, готовим рекомендации. На мой взгляд, ныне существующая аппаратная система Думы с 10 управлениями - достаточно оптимальная. Так что революционной перестройки в аппарате Думы не будет.
А вот внутриструктурные преобразования планируются серьезные. Прежде всего необходимо убрать параллелизм, когда в двух разных управлениях отделы выполняют одни и те же задачи. Предстоят перемены, которые улучшат качество работы аппарата, усилят его контрольно-исполнительные функции. Возьмите такой парадоксальный факт: в секретариате руководителя аппарата нет юриста, и я подписываю документы, которые юрист даже не смотрел. В том числе и финансовые, где суммы исчисляются миллионами. Отсюда и проблемы, связанные с "нецелевыми расходами".
Будут ли сокращения? Сегодня в аппарате Государственной Думы около полутора сотен вакансий. И естественно возникает вопрос: если мы обходимся без них, то, наверное, такие вакансии лучше сократить? В любом случае кадровые решения в отношении тех людей, которые работают, будут рассматриваться корректно.
МНЕНИЯ
ПРЕМИЯ ПРЕМИИ РОЗНЬ
Игорь Реформатский, участник Великой Отечественной войны, ученый:
- Полагаю, что премии даются за сверхурочную работу, за что-то выполненное помимо положенного по должностным обязанностям. Вряд ли наши уважаемые законодатели так перетрудились в выработке законов, что нуждаются в регулярном денежном вознаграждении. Сужу об этом по тем обстоятельствам, с которыми ежедневно сталкиваюсь в жизни. Скажем, я, как преподаватель Московского инженерно-физического института, 25 лет наблюдался в минвузовской поликлинике. С уходом на пенсию был, по сути, бесцеремонно выставлен из нее. Мне объяснили, что за меня никто не платит и платить не собирается. А ведь я не только ветеран труда, но и Великой Отечественной войны. Считаю, что уважаемые депутаты лучше бы свои премиальные отдали на реализацию того же закона о ветеранах, который, по общему признанию, не работает.
Галина Борисова, народная артистка России, солистка Государственного Академического Большого театра:
- Если бы депутаты Государственной Думы зашли за кулисы любого театра и пообщались там с артистами, то о многом стали бы судить по-другому. И, возможно, ответственнее писали бы законы, а то они сочиняют их уже почти 10 лет, а народ живет все беднее и беднее. Я не узнаю некоторых своих друзей, которые проработали на сцене более 30 лет, отдали зрителям свой талант, свою энергию, свое здоровье. Глаза потухшие, ссутулились, о проблемах с зубами и одеждой и говорить неловко. А ведь это известные артисты страны, чье искусство считалось, да и сегодня считаетсяэталонным. Как я понимаю, депутаты получают денежное вознаграждение ежеквартально, независимо от качества созданных законов. Думаю, эти премии надо более жестко увязать с эффективностью законотворчества. Зачем награждать за то, что не действует?
Константин Косачев, заместитель председателя думского Комитета по международным делам:
- Считаю, то, о чем идет речь, - нормальная ситуация, свидетельствующая о преемственности. Александр Лоторев в данном случае выполнил решение, которое принято раньше и готовилось до него. Премии к празднику - это хорошая традиция и нужно ли ее нарушать только потому, что аппарат Государственной Думы возглавил новый человек?
Нужны ли премии депутатам?.. А почему нет? Депутаты тоже люди. Премии - это поощрение за хорошую работу. Я считаю, что депутаты работают в целом эффективно. Принят пакет хороших и очень важных законов о земельной, судебной, налоговой, административной реформах. Я сам как думский депутат могу сказать, что мы нередко работаем до 20 - 23 часов, проводим внеплановые заседания. В поощрении депутатов нет никакого корпоративного сговора. Сама дискуссия вокруг этого вопроса свидетельствует о том, что в отношении нас существует предвзятость.
Михаил Белкин, адвокат:
- Премия руководителя аппарата Государственной Думы депутатам Государственной Думы... Звучит как-то очень странно, особенно если учесть, что его судьба во многом зависит от них. По большому счету, "премировать" думских депутатов должны избиратели. А вот денежное вознаграждение руководителя думского аппарата своим подчиненным аппаратчикам - это естественно и разумно. Начальник награждает своих сотрудников за качественное исполнение своей работы.
Леонид Жуховицкий, писатель:
- Помнится, когда Жорес Алферов стал депутатом, то первое, что у него спросили друзья: "Неужели ты собираешься жить на депутатские деньги?". Так что лучше пусть они открыто получают свои премии, чем тайно лоббируют чьи-то интересы, я - за прозрачность. К сожалению, на нынешнем депутатском корпусе клеймо первой Государственной Думы, которая установила думцам высокие зарплаты, огромные пенсии, множество льгот. Сейчас в Думе бал правят уже не коммунисты, но ее депутаты по-прежнему живут в системе, напоминающей партийно-советский распределитель каких-то благ. На мой взгляд, депутаты должны жить жизнью народа.
Евгений Гаврилов, курсант Военного университета МО РФ:
- Если депутаты хотят получать премию, значит, нуждаются в ней и все равно аргументированно проведут нужное им решение. Через год я стану офицером-социологом, но уже сейчас вижу: в нашей стране никак не могут управиться с военной реформой. Вот и недавно оказалось, что в очередной раз нет денег для ее проведения. Может, наша власть забыла, что у России есть два надежных союзника армия и флот. Если законодатели помнят об этом и знают, что делать для их укрепления, то вполне заслуживают денежного вознаграждения. А вообще, в депутаты надо выбирать тех, кто думает, "громко" говоря, прежде о Родине, а потом о себе.