07 декабря 2016г.
МОСКВА 
-3...-5°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.91   € 68.50
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

"РУССКИЙ КОВЧЕГ" ПЛЫВЕТ ПО ВОЛНАМ ВРЕМЕНИ

Прокофьев Вячеслав
Статья «"РУССКИЙ КОВЧЕГ" ПЛЫВЕТ ПО ВОЛНАМ ВРЕМЕНИ»
из номера 086 за 23 Мая 2002г.
Опубликовано 01:01 23 Мая 2002г.
Если бы Мартин Скорсезе завершил работу над своим последним фильмом "Война банд" и привез его в готовом виде на нынешний Каннский фестиваль, он имел бы все шансы обзавестись второй "Золотой пальмовой ветвью" - первую он получил здесь в 1976 году за "Таксиста".

По правде говоря, американский режиссер, который в позапрошлом году возглавлял жюри киносмотра на Лазурном берегу, в этом сюда приезжать не собирался. Но умер его соотечественник, классик мирового кинематографа Билли Уайлдер ("В джазе только девушки"), и Скорсезе, высоко ценимый французами, откликнулся на их предложение провести вечер, посвященный памяти мэтра. "Заодно" организаторы Канна-2002 попросили его привезти хотя бы отрывок из еще не доведенной до финальной черты "Войны банд". К их радости, Скорцезе не только согласился, но и прихватил с собой исполнителей главных ролей - Леонардо ди Каприо и Камерон Диас.
Переполненный зал Луи Люмьера сначала рукоплескал прочувствованным воспоминаниям Скорсезе об Уайлдере и отрывкам из его самых известных лент, а затем устроил настоящую овацию 20-минутному "ознакомительному" ролику из "Войны банд". Что сказать? История молодого ирландца, который волей судеб оказался в самом центре кровавых разборок между католиками и протестантами в Нью-Йорке середины XIX века, снята настолько динамично, с такой точной расстановкой акцентов, что оторвать глаз от экрана невозможно. Плюс прекрасная игра 27-летнего ди Каприо. Сознаюсь, раньше особого энтузиазма он у меня не вызывал. Но на этот раз на экране не смазливый красавчик, которого зрители помнят по "Титанику", а натянутый как струна, полный природной силы и веры в свою правду мститель. "Война банд", которая снималась в основном на киностудии "Чинечитта" в Риме, обошлась в 85 миллионов долларов. И, скорее всего, выйдет на американские экраны в конце этого года. На встрече с журналистами Леонардо поведал, что сейчас снимается сразу в двух суперпроектах - один расскажет об Александре Македонском, другой -о миллиардере Говарде Хьюзе.
"Звездный" Леонардо ди Каприо лишь на один вечер отвлек внимание жюри 55-го Каннского киносмотра от конкурсных лент. Среди них же оказалось немало сюрпризов. К таким можно отнести хотя бы фильм "Паук" канадского режиссера Дэвида Кроненберга. Цель, которую поставил перед собой режиссер, - разобраться в смутных недрах подсознания вышедшего из психиатрической больницы человека. Кроненберг проводит своего героя по местам, где он, как ему представляется, 12-летним мальчиком пережил страшную трагедию: его отец убил мать из-за вульгарной проститутки, женился на ней. Но так ли все было на самом деле? Постепенно он начинает понимать, что иногда есть кое-что похуже, чем сойти с ума, - это в него вернуться. Можно много говорить о достоинствах этой, прямо скажем, мрачной ленты. Запомнится же она, скорее всего, игрой прекрасного британского актера Ральфа Файнса - его мы знаем по оскароносному "Английскому пациенту".
Нынешний фестиваль вообще богат на великолепные актерские работы. Хотелось бы в этом ряду назвать неотразимого Джека Николсона в американском фильме "О Шмидте". Эта грустная и веселая картина о вышедшем на пенсию страховщике, который сначала потерял жену, а затем отправляется на другой конец Америки в автобусе-караване, с тем чтобы отговорить единственную дочь от брака с парнем, который, по его мнению, для нее не пара. Обо всех своих злоключениях он рассказывает в письмах единственному и неожиданному другу, 6-летнему танганийскому мальчику Ндугу). По мнению многих кинокритиков, если фильм "О Шмидте" не получит одну из главных наград нынешнего киносмотра, то Джек Николсон, - самый что ни на есть "железный" кандидат на приз за лучшую мужскую роль.
Особо хочется остановиться на показанной в среду конкурсной картине "Русский ковчег" Александра Сокурова. Прием ей был оказан в целом достаточно сдержанный. На просмотре для прессы "Ковчегу" похлопали, но хотелось бы аплодисментов. Кое-кто выходил из зала, но этот исход исчислялся все-таки десятком человек. Откровенно говоря, в этом ничего удивительно нет, если вспомнить, как встретили в том же Канне "Хрусталев, машину!" Германа. Тогда в зале свистели поротно, а уходили побатальонно, хотя вроде бы публика должна была быть подкованной. Но она не удосужилась вникнуть в плотный, насыщенный экранный мир петербургского режиссера-новатора.
Конечно, сокуровская лента куда доступнее для восприятия. Всех, несомненно, привлек неожиданный метод съемок, к которому прибегнул режиссер, свыше полутора лет готовился, а затем снял фильм "на одном дыхании" за полтора часа, используя цифровую камеру. К тому же здесь худо-бедно знают, что такое Эрмитаж. Первое, что я услышал после просмотра, были слова кого-то из наших: "Ну вот, есть лента к 300-летию Санкт-Петербурга".
То, что фильм имеет отношение к городу на Неве и Эрмитажу, - это лишь часть правды. Он о России, начиная со времен Петра I и кончая нынешним днем. С помощью не названного по имени иностранца-дипломата XIX века, который постоянно пикируется с русским оппонентом, (последний остается за кадром), зритель перемещается по залам Эрмитажа, а параллельно совершает путешествие во времени. Перед ним проходят Екатерина Великая, Николай II с женой и детьми, а завершается фильм большим императорским балом на несколько тысяч человек перед самым началом первой мировой войны в 1913 году. Надолго запомнится следующий план: мужчины в парадных мундирах и дамы в роскошных платьях спускаются по парадной лестнице к выходу, еще немного - и целая эпоха, а также люди, которые ее олицетворяли, канут в вечность...
Наверное, при желании можно найти немало огрехов в этой работе, но многое, на мой взгляд, Александру Сокурову удалось. Главное - он поселил в душу щемящее чувство причастности к великой культуре, к тем, кто ее создавал. Будем надеяться, что в воскресенье это оценят Дэвид Линч и его коллеги по жюри.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников