11 декабря 2016г.
МОСКВА 
-7...-9°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ШОУ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЛИЛИПУТОВ

Игнатов Владимир
Опубликовано 01:01 23 Мая 2003г.
По самым оптимистичным прогнозам, из 40 зарегистрированных в России партий свои фракции в Госдуме смогут создать не более 5. Зачем идут на парламентские выборы остальные 35, среди которых подавляющее большинство, как говорится, "карликовые" партии? На что рассчитывают явные аутсайдеры выборной гонки? Это пытается выяснить корреспондент "Труда" в беседе с одним из ведущих политологов, председателем правления Центра политических технологий Марком УРНОВЫМ.

- Марк Юрьевич, так какой же резон при сложившейся партийной структуре с устоявшимися "электоратами" создавать что-то новое, идти на выборы, заведомо зная о поражении?
- Карликовые партии, как правило, зарождаются вокруг известных политиков, волею обстоятельств не попавших в уже сформировавшиеся партийные структуры или выпавших из них. Практически единственным ресурсом таких партий является раскрученное имя лидера, его электоральный потенциал. Зачем это нужно известным политикам? В первую очередь - чтобы показать свою активность, лишний раз "попиариться" на региональных и федеральных выборах.
Если "партия одного актера" зарегистрирована и выступит на выборах списком, она будет мешать реальным политическим объединениям. В этом случае "большие" партии будут вынуждены как-то считаться с политическим "карликом". Например, в обмен на снятие партийных списков с выборов лидеру какой-нибудь "Партии озеленения Луны" возможны предложения о включении его в списки популярного политического движения на приличную позицию. То есть карликовая партия - нормальный инструмент политического торга, а иногда и шантажа для ее лидера.
- Кому из фаворитов могут помешать "карлики" на предстоящих парламентских выборах?
- Большинство карликовых партий - умеренные центристы, ориентированные на власть и так или иначе заявляющие о своей поддержке президента и заинтересованности в реформах. Поэтому мешать они будут прежде всего "Единой России". У них, конечно, не хватит сил совсем не допустить ее в Думу, но они вполне могут навредить стремлению "единороссов" создать самую большую парламентскую фракцию, - "отщипывая" какие-то проценты от их электората.
- А что, ряды, к примеру, борцов за дело КПРФ останутся монолитными? Ведь среди партий "второго эшелона" представлено довольно много лево-центристов, да и откровенных "леваков" хватает...
- Наиболее уязвимы все-таки партии центра, поскольку они наименее идеологизированы. Огромное число избирателей, не ориентированных непосредственно на КПРФ или СПС, - электорат с очень размытой идеологией. Именно на его голоса ориентирована большая часть малых партий.
Около трети российских избирателей - твердый электорат КПРФ. Это дисциплинированные товарищи, у них явка на выборы - более 70 процентов. Ни за кого другого, идущего под красным знаменем, кроме компартии Зюганова, они голосовать не станут. Еще среди левых существуют устоявшиеся микроэлектораты движений Анпилова, Тюлькина и прочих политических "недоразумений". Эти избиратели тоже верны своим вождям, за КПРФ никогда не голосуют, считая зюгановцев оппортунистами, а соответственно раз они КПРФ ничего не давали, то ничего и не отберут. А "новым левым" на их голоса рассчитывать очень трудно.
Теперь о правых. Здесь тоже существуют довольно четкие идеологические электораты "Яблока" и СПС, для которых одни "карлики" - "чистые" левые, а другие - непривлекательные "центристы".
- Есть еще преданные избиратели ЛДПР...
- Они не слева и не справа, они - "сбоку", поскольку не вписываются в традиционную типологию. Для них партия, во главе которой нет "Жирика", - не партия. Не поддаются определению "левый или правый" и русские традиционалисты либо фашиствующие - типа РНЕ: в их болезненных идеологических памфлетах такого понамешано... Поэтому эти тоже гуляют сами по себе и пока, слава Богу, серьезной силой не являются. Полпроцента на выборах - их максимум, верхняя планка.
- По новым законам выборы - штука очень затратная. К примеру, в случае неудачи партиям придется компенсировать государству средства за предоставленный предвыборный эфир. А это - восьмизначные цифры. Стоит ли политическая самореклама карликовых партий таких жертв?
- Каждая малая партия существует только потому, что имеет спонсоров. Думаю, эти спонсоры дают деньги на раскрутку партийных списков как на важный элемент предвыборной рекламной кампании, позволяющий легче провести в Думу своих представителей по одномандатным округам.
- Недавно десятка полтора карликовых партий подписали "Хартию за честные выборы", в которой обязуются не использовать в предвыборной борьбе "черные" технологии и призывают к тому же других участников парламентских выборов. Это что - попытка заранее обосновать свое поражение происками "черных" политтехнологов?
- Думаю, да. Это стандартный прием, очень популярный, кстати, у коммунистов, чтобы свалить вину за свое поражение не на отсутствие поддержки в обществе, а на "грязные технологии" оппонентов. Но дураков у нас мало, всем ясно, что подписанты обречены уже сейчас, до старта предвыборной гонки и начала применения этих самых пресловутых технологий.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников