10 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ЛЕГКОЕ ДЫХАНИЕ ПЕТРА ФОМЕНКО

Викторов Александр
Опубликовано 01:01 23 Мая 2003г.
"Эта мощная, смелая и необычная работа Петра Фоменко проникнута свойственными его уму и таланту человеческими чувствами", - писала парижская газета "Фигаро" после премьеры пьесы Островского "Лес" в "Комеди Франсез". Зрители устроили труппе настоящую овацию, такого триумфа театр уже давно не видел... Откровенно говоря, я удивился, когда в начале года узнал, что Петр Фоменко решился на сотрудничество с "первым театром" Франции, который здесь больше считается национальной реликвией, нежели средоточением театральных новаторов.

Конечно, об этом московский мэтр не мог не догадываться: во Франции он бывал раньше довольно часто. Знаю, что в "Комеди Франсез" Петру Фоменко пришлось несладко, иногда он часами бился над коротенькими эпизодами, а в конце концов был вынужден сократить спектакль на целое действие. Отсюда мой первый вопрос:
- Как прошли эти три месяца в Париже?
- Это целая эпопея, поскольку "Комеди Франсез" - великий театр. С одной стороны, это дом Мольера, хранитель французской театральной культуры, с другой стороны - монстр. Это такой театральный реликт, где попытки движения и развития соединяются с традициями, которые иногда, как камни на шее, висят и не дают двигаться вперед. И тем не менее это уникальная труппа. Я рад, что мне довелось поработать и дотерпеть до конца, потому что в процессе постановки были сложности фатального характера. Смерти, болезни...
- Кого?
- Актеров, которые были заняты в спектакле. До начала работы и в момент начала работы, и так было почти два месяца из трех, отпущенных на постановку. В этом смысле работа складывалась более чем напряженно, нервно и трудно. Мне кажется, актеры, с которыми довелось работать, этой встречей дорожили. Она была нужна им, поскольку впервые столкнулись с Островским, которого мало ставят не только во Франции, но и вообще в мире. После премьеры "Леса" я получил предложение от руководства театра продолжить сотрудничество с "Комеди Франсез".
- Почему ваш выбор пришелся именно на "Лес" Островского?
- В первую очередь это столкновение таких понятий, как любовь и деньги, о чем Островский знал как никто из русских авторов. Замес этих двух противоположных понятий в пьесе очень интересен. Вторая - жизнь и театр. Театр устраивает смотр жизни, а жизнь устраивает смотр театру. Мне было это интересно, и я решил поставить эту хрестоматийную пьесу без концептуальных претензий и затей.
- И где труднее оказалось работать - с французами или с нашими артистами?
- Легкой работы с артистами не может быть, потому что актерский труд всегда связан с нервным напряжением, честолюбием и другими вещами. Ведь "строительный материал" актера - это его судьба.
- Что вообще сейчас происходит с театром в России?
- Есть Москва и Петербург, а есть провинция. В театральном плане это два разных государства. Это то же самое, что сравнивать Москву и Тверь, что в 200 километрах и на век назад по времени. Есть две совершенно разные России, есть жизнь, в которой одни погибают, другие рождаются и тут же лопаются, как пузыри на луже во время дождя. И только некоторые выживают. Такие процессы бывали в России много раз, и не только в России. Вспомните 20-е годы, когда в Москве возникли сотни театров самого разного толка. То же самое происходит и сейчас, в связи с обрушившейся на нас святой и грешной свободой, с которой мы не знаем, что делать. Театров в столице безумно много, контролировать их никто не может, но на плаву остаются единицы. Поэтому лучший театр - это тот, который рождается из школы, который продолжает учиться и где складываются свои традиции.
- Скажите, что случилось с психологическим театром, которым всегда славилась российская сцена? Пессимисты утверждают, что он медленно умирает...
- Он никогда не умрет. Иногда в замесе с другими театральными направлениями, верованиями и принципами он на время исчезает, но как явление психологический театр в России неизбежен. К примеру, такие режиссеры, как Лев Додин в Малом драматическом театре в Петербурге и Сергей Арцибашев в "Маяковке", все делают для сохранения психологического искусства. Наша "Мастерская", которая ищет легкое дыхание даже в самых серьезных авторах, тоже воспринимается как лаборатория психологического театра.
- Что сегодня происходит со зрителем - он меняется, к нему надо приспосабливаться?
- Я не сторонник постулата, будто искусство принадлежит народу. Оно принадлежит художнику, а уже он, в свою очередь, работает для народа. Но сегодня мне трудно размышлять о народе, могу говорить только о населении. Со зрителями происходит то, что и раньше происходило, и дальше будет происходить. У одних апатия, у других полное отторжение театра, некоторые годами не ходят в него, хотя у третьих страшная потребность и необходимость в нем. Каждый находит свой театр.
- И все-таки театр немыслим без литературы?
- И без поэзии, и без жизненных документов. Бывают, правда, коллективы, которые существуют за счет импровизаций и этюдов. Но все равно в своих поисках они возвращаются к авторскому театру. Сейчас пришли новые драматурги, у них иногда драматургия очень короткого дыхания, но тем не менее есть такие, которые успевают ухватить суть происходящего. Это, к примеру, сибиряк Николай Коляда, Петр Гладилин, пьесу которого "Мотылек" у нас недавно поставил Евгений Каменькович. Или Ольга Мухина. У нас шла ее пьеса "Таня, Таня". Меня же лично больше интересует классика, так или иначе она касается нынешней жизни с ее заботами и тревогами.
- В Москве празднуют 10-летие "Мастерской Петра Фоменко". Что вас ждет впереди?
- Для меня юбилейные дела это еще одна репетиция поминок: театр у нас молодой, а я уже человек преклонных лет. Я рад вернуться в театр, который пока живой. Будем продолжать выступать на всех площадках, где доводилось играть прежде, когда мы были совсем бездомными. Глядишь, через 5-6 лет и у нас появится настоящий театр. Лужков выделил деньги, уже почти готов проект. Строить будут здание напротив московского Сити.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников