НЕОЖИДАННЫЙ СВЕТЛАНОВ

Концертом Большого симфонического оркестра имени Чайковского (художественный руководитель - Владимир Федосеев) Москва отметила первую годовщину со дня смерти великого русского дирижера Евгения Светланова. С участием пианиста из Англии Питера Донохоу прозвучал Второй концерт Брамса, а затем нечастый нынче гость столичной сцены дирижер Александр Лазарев, активно работающий последние годы за границей, представил публике Большого зала Консерватории симфоническую поэму Рихарда Штрауса "Жизнь героя". И это действительно было "по-светлановски" - выступить с малоизвестным у нас шедевром, открыть сотням слушателей грандиозную партитуру...

- Евгений Федорович любил познавать новую для себя музыку, - рассказывает вдова дирижера Нина Светланова. - И, если произведение его увлекало, не мог держать это в себе, его обуревало желание донести свое открытие до слушателей. Говорил: прекрасной музыки так много, что и трех жизней не хватит, чтобы ее сыграть. Даже шведы, а он немало поработал в их стране, уверяли, что нет другого дирижера, который с таким энтузиазмом открывал бы им глаза на их собственное классическое музыкальное наследие...
- Наверное, много его замыслов остались нереализованными?
- Конечно. Например, ему очень хотелось поставить в Большом театре "Чио-Чио-сан" - оперу Пуччини, с которой когда-то началась - в трехлетнем возрасте! - его театральная карьера: он выходил на сцену в роли сына главной героини. К сожалению, в нынешнем ГАБТе ему ответили, что постановка возможна не ранее зимы 2003-2004 года. Но Евгений Федорович не принадлежал к тем, кто вечно ропщет на судьбу. Наоборот, радовался, что смог реализовать самые масштабные замыслы - скажем, записать полную Антологию русской симфонической музыки. Как-то он читал книгу своего учителя, композитора Шапорина, - и вдруг позвал меня. Смотри, говорит, что Юрий Александрович написал еще 50 лет назад: Евгений Светланов может исполнять самую разную музыку, но он просто обязан поставить "Золотого петушка" и "Китеж" - ведь чуткость к Римскому-Корсакову у него в крови, так как еще его дед, Семен Кругликов, был близок к замечательному композитору... Радостное удивление Евгения Федоровича при чтении этих слов объяснялось тем, что он как раз незадолго до того поставил обе эти оперы в Большом. Шапорин угадал творческую судьбу ученика.
У Светланова было свое предназначение в жизни, и он его выполнил. Кстати, и "Чио-Чио-сан" поставил - только не у нас, а во Франции, в городе Монпелье, при содействии генерального директора музыкального вещания "Радио Франс" Рене Керинга и французского импресарио Марины Бауэр. К сожалению, этот спектакль оказался последним в его жизни - меньше чем через три недели Евгения Федоровича не стало... Иногда мне кажется, что за рубежом значение Светланова осознают больше, чем на родине. Например, как только в Лондоне стало известно о его кончине, один из радиоканалов отменил все свои программы и день посвятил во многом записям Евгения Федоровича. А недавно музыканты оркестра "Виртуозы Москвы" рассказали мне, что в Америке, где они только что были на гастролях, Светланов - самый "передаваемый" по радио дирижер.
- Вы что-то предпринимаете для того, чтобы и в России имя Светланова чтилось должным образом?
- Создан Фонд Светланова. Его директор - Аркадий Бабов, человек, активно сотрудничавший с Евгением Федоровичем все последние годы. Я - вице-президент. Денег у нас немного, а вот моральной поддержкой мы сильны: фонд благословил митрополит Питирим, он же вместе с Ириной Архиповой согласился стать попечителем. Конечно, мы понимаем: повторить то, что делал Светланов, невозможно, но можно и нужно поддерживать такие проекты, которые одобрил бы сам маэстро. Например, пригласили одного из лучших французских дирижеров - Мишеля Плассона, он дал концерт памяти Евгения Федоровича с Российским национальным оркестром, солировал на скрипке Владимир Спиваков. Идя навстречу нашей просьбе, почтил память мастера и знаменитый лондонский оркестр "Филармония" под управлением Владимира Ашкенази, объявивший свой концерт минувшей осенью в Москве мемориальным...
- А почему на нынешний концерт вы пригласили именно Александра Лазарева? Ведь считалось, что у Евгения Федоровича с ним были непростые отношения, особенно в пору, когда Александр Николаевич руководил Большим театром - якобы он не слишком приветствовал появление Светланова за пультом этого коллектива.
- Не хочу комментировать чьи-то пересуды. Для меня важны слова, сказанные Евгением Федоровичем несколько лет назад: единственный дирижер, которому я бы передал Государственный академический симфонический оркестр России, - это Александр Николаевич Лазарев.
- Кстати, о Госоркестре: этот коллектив, во главе которого Светланов находился более 30 лет, отдал дань ушедшему маэстро?
- ГАСО, ныне руководимый Марком Горенштейном, дал концерт памяти Светланова в октябре минувшего года.
- Помогает ли в ваших начинаниях Министерство культуры?
- По-моему, нелепо ждать поддержки от министра, который в трудную для Госоркестра пору вместо того, чтобы заменить негодный менеджмент и оказать достойную материальную поддержку, придумал "выход" - уволил Светланова. Хотя Евгений Федорович боролся вовсе не за свое место, а за сохранение оркестра. Несправедливое решение, конечно, отразилось на его здоровье. И врачи, и духовные лица, в том числе владыка Питирим, уверены: именно страшный стресс запустил адскую машину роковой болезни. И ведь что поразительно: как только министр назначил главным дирижером Марка Горенштейна, деньги на оркестр сразу нашлись. Неужели нельзя было сделать это при Евгении Федоровиче?
- Если не министерство - кто же тогда ваши помощники?
- У нас прекрасные отношения с телеканалом "Культура", столичными филармонией, Консерваторией, Большим театром, Гнесинской академией... Это настоящие друзья Светланова. Их участие будет очень важно при осуществлении дальнейших планов фонда. Ведь осенью исполнится 75 лет со дня рождения Евгения Федоровича. Музыкальный руководитель Большого Александр Ведерников обещал сделать в честь этого юбилея симфонический концерт, провести спектакль "Пиковая дама" (это последняя опера, которой продирижировал в своем любимом театре Евгений Федорович). Евгений Колобов в "Новой опере" готовит серьезную программу. У нас очень много друзей и за границей. Во Франции дадут мемориальные концерты два оркестра радио. В Монпелье Светланову посвятят музыкальный фестиваль. Конечно, отметят эту дату и в Англии, и в Японии, где Евгения Федоровича очень любили, и в Нидерландах, где он много лет проработал с Гаагским резиденц-оркестром... А 6 сентября, в день юбилея, мы устроим концерт, где прозвучат сочинения самого Евгения Федоровича - он ведь был и самобытным композитором, не до конца оцененным. Когда умирал, попросил меня, чтобы на гражданской панихиде не было речей, а звучала его музыка...
- Осталось ли что-то неизданным из его записей?
- Недавно я обнаружила редкостную запись "Всенощной" Рахманинова с болгарской капеллой Обретенова. Готовятся к изданию "Тоска", "Алеко", "Царская невеста", грандиозная оратория Листа "Христос" - совсем недавняя работа Светланова... А вот некоторые ценнейшие телевизионные записи бесследно пропали. Например, известно, что он записал всего Скрябина - но Первой и Второй симфоний мы нигде не нашли. То, что обнаружили, обязательно будем издавать.
- Когда шел к вам в гости, что-то не заметил мемориальной доски на доме...
- Увы, это не так быстро делается. Оказывается, существует правило, по которому доску можно устанавливать только через пять лет после кончины. Хотя, например, питерцы взяли и, не дожидаясь срока, установили доску Анатолию Собчаку - и, по-моему, правильно сделали... Мне кажется, в Москве - родном и любимом городе Евгения Федоровича - должна быть и улица его имени, но это разрешается и вовсе лишь через десять лет. К счастью, с московским правительством у нас хороший контакт. Очень рассчитываю на поддержку Юрия Михайловича Лужкова. Мне кажется, он - человек, которому не надо объяснять, кто такой Евгений Светланов.