ГОРИТ ОНА СИНИМ ПЛАМЕНЕМ

В эти дни установилась сухая жаркая погода - и заполыхали на сотнях гектаров леса Дальнего Востока. В Приморье огненные очаги замечены в Тернейском и Дальнереченском районах, куда можно только самолетом долететь. Но если в соседних Хабаровском крае и Амурской области к ликвидации пожаров привлечено 39 человек, 5 единиц техники, в том числе и самолеты, то в Приморье некому вылетать на борьбу с огнем: судьба авиационной базы охраны лесов в крае находится в "подвешенном" состоянии.

Дело в том, что два предыдущих года финансирование лесхозов и авиабаз осуществлялось за счет федерального бюджета. Деньги на содержание и профилактику (в том числе на авиапатруль) поступали из Рослесхоза. С этого года субвенции будут поступать непосредственно на места, и краевой администрации предстоит определить, кто будет тушить лесные пожары на территории Приморья. Во Владивостоке идут совещание за совещанием с авиаторами-лесниками, а конкретных результатов пока нет...
- Проблему породил новый федеральный закон N199, согласно которому с 1 января нынешнего года все полномочия по охране и защите лесов, а также обязанности по управлению специализированными службами переложены с Федерального агентства лесного хозяйства на субъекты, - говорит бывший заместитель начальника по летной службе Приморской авиабазы Василий Медведев. - Во всех регионах Дальнего Востока такой переход прошел безболезненно, и сегодня воссозданы структуры в качестве отдельных госучреждений, с сохранением названий "авиабаз охраны лесов". Во многих уже прошли первые тренировочные полеты и прыжки. В Приморье иная картина. Бездействуют 60 парашютистов-десантников, 12 летчиков-наблюдателей. Всего же число уволенных составляет ни много ни мало 130 человек.
Руководство Приморья решило по обыкновению сэкономить теперь на лесных пожарах. И для этого предлагает на месте прежней авиационной базы создать всего лишь службу с урезанным штатом. На этот вариант авиаторы-лесники не согласны. В таком случае, считает Василий Медведев, сотрудники потеряют основной статус, велика вероятность финансирования по остаточному принципу, исчезнет основной стимул труда работников. Молодые профессионалы уйдут, ведь платят им за очень опасную и вредную работу парашютистов-пожарных мизерную среднюю зарплату в 4-5 тысяч рублей. Людей держат только льготы, которые позволяют рано уйти на пенсию.
Надо отметить, что территория края - около 70 процентов лесной площади - это труднодоступные и недоступные для наземной техники районы. А ведь авиалесоохрана и нужна для того, чтобы своевременно обнаруживать пожары на малых площадях и силами 3-5 человек оперативно их ликвидировать.
Кстати, недавно глава МЧС России Сергей Шойгу, обеспокоенный положением дел в лесном хозяйстве, на совещании в правительстве сказал, что "необходимо внести поправки в законодательство, касающееся охраны лесов, в том числе и от лесных пожаров". Министр считает, что необходимо принять дополнительные постановления, чтобы Федеральное агентство лесного хозяйства имело рычаги влияния на руководство субъектов. "Тушение лесных пожаров - это задача не одного ведомства. Это всенародная задача, так было всегда", - отметил он.
А пожары в Уссурийской тайге тем временем набирают силу...