ДОТЯНУТЬСЯ ДО ВЕТКИ

Шону Пенну как председателю жюри придется сделать нелегкий выбор между своими маститыми соотечественниками и соратниками по Голливуду и традиционными каннскими фаворитами.

Символ Каннского фестиваля последнего пятнадцатилетия - Квентин Тарантино. Именно он практически инкогнито на специальном полузакрытом сеансе в полночь представил в 92-м в Каннах "Бешеных псов". Спустя два года Тарантино получил здесь свою первую и единственную "Золотую пальмовую ветвь" за "Криминальное чтиво". А в 2004-м, уже сам в роли председателя жюри, Тарантино присудил главный приз фестиваля Майклу Муру за его "Фаренгейт 911".
На этот раз директор фестиваля Жиль Жакоб решил пригласить Тарантино для проведения в Каннах мастер-класса. Только кого и чему учить? Особенно после прошлогоднего провала его "Доказательства смерти". Странен это мастер-класс еще и потому, что неувядающий оскароносец Клинт Иствуд, вручавший Тарантино ту самую пальмовую ветвь, на этот раз сам в конкурсе, причем с фильмом, который называли фаворитом фестиваля еще задолго до премьерных показов.
"Подмена" могла бы стать полицейским триллером - у Иствуда же превратилась в психологическую драму. Америка, 1928-й, киднепинг... Спустя шесть месяцев ребенка маме возвращают, но не того. Это, наверное, лучшая роль Анджелины Джоли за всю ее голливудскую карьеру. Актриса находится на пике своей артистической формы и очередной беременности. "Только Джоли могла воплотить на экране трагедию матери", - говорит ее супруг Брэд Питт, временно выполняющий работу бебиситтера, пока его жена активно снимается и общается с каннской прессой.
Решится ли председатель жюри Шон Пенн присудить главный приз своему давнему другу Клинту Иствуду или вручить "пальму" за лучшую женскую роль Анджелине Джоли? Или отдаст предпочтение любимцам и фаворитам Канн братьям Дарденн? Они не ходят в его друзьях, и с ними ситуация совсем иная. Если Дарденны получат "Золотую пальмовую ветвь" за свой последний фильм "Молчание Лорны", они станут первыми обладателями трех золотых статуэток за всю историю Каннского фестиваля.
Арта Доброши, которую Дарденны пригласили на главную роль, также вошла в число фавориток в борьбе за свою золотую ветку. Как и Бенисио Дель Торо за лучшую мужскую в более чем эпическом фильме "Че" еще одного каннского любимца - Стивена Содерберга. В прошлом году он представлял в Каннах "13 друзей Оушена", а сейчас сменил регистр и показал историческую фреску про Эрнесто Че Гевару хронометражом четыре с половиной часа, из двух частей с антрактом. Можно лишь удивляться и радоваться работоспособности отдельных режиссеров. Или восхищаться их производительностью труда, помноженной на возраст. Мануэль Де Оливейра, скажем, отметит в этом году столетие, но он по-прежнему снимает по фильму в год и уже заработал одну "пальмовую ветвь" в 2008-м - за долголетие в искусстве. В этом контексте очень уместен ответ Харрисона Форда на вопрос "Труда" на каннской лестнице: "Вы думаете, что зритель хочет видеть на экране стариков? Конечно, мы им противны. Но посмотрите на меня. Я вешу столько же, сколько 20 лет назад, бегаю и прыгаю неплохо, могу выполнять трюки без каскадеров. Так что я не хочу, чтобы про нас говорили, как в фильме братьев Коэн, что "старикам здесь не место", очень даже место, и мы еще всем покажем".