Никита Михалков: «Буду защищать то, что сделано»

«Предстояние» предстало перед Каннскими зрителями

Премьера фильма Никиты Михалкова «Утомленные солнцем 2. Предстояние» на Каннском фестивале состоялась в самый последний конкурсный день Каннского кинофестиваля, в субботу, 22 мая. Накануне, в пятницу, вышли последние выпуски фестивальных ежедневников Screen, где выставляют свои оценки конкурсным фильмам западные кинообозреватели.

Таким образом «Утомленные» оказались выведены из-под обстрела критики, в том числе и членов жюри ФИПРЕССИ, которые назвали своих победителей субботним днем, перед премьерным вечерним показом фильма Никиты Михалкова. Приз международной критики получила французская картина «Турне» — четвертая по счету режиссерская работа французского артиста номер один Матье Амальрика.

На свою пресс-конференцию после утреннего показа для прессы наш артист и режиссер номер один Никита Михалков пришел в компании Олега Меньшикова и дочери Нади Михалковой, но им говорить не пришлось — все вопросы были обращены исключительно к Никите Сергеевичу.

— Моя картина — прежде всего о любви, — начал Михалков, — не об отношениях мужчины и женщины, но о любви отца и дочери. В картине много метафизических вещей. В первой части метафизика разрушительная, когда речь идет о начале войны, панике и смятении, во второй — созидательная. Может быть, поэтому первую часть кто-то может и не понять.

К метафизике режиссер отнес и настойчивое появление в кадрах фильма различных насекомых — от мохнатого шмеля до желтокрылой бабочки, за которой пристально наблюдает в «Предстоянии» герой Олега Меньшикова.

— Бабочка пролетит через весь фильм, — приоткрыл секреты продолжения фильма Михалков. — В конце второй части, где Митю Арсентьева арестуют как врага народа, он эту бабочку наконец прихлопнет, на этом закончится его собственная жизнь.

И пообещал, что все узлы, завязанные в первой части, окажутся развязанными во второй.

Подготовленные западные критики интересовались, отчего фильм провалился в российском прокате, а также конфликтами в Союзе кинематографистов и причинами недовольства фильмом ветеранов Великой Отечественной войны.

— Что касается ветеранов, которых я очень уважаю, — отвечал Никита Сергеевич,-то они свое кино уже получили за 65 лет, прошедших после Победы. Это прекрасные, великие фильмы, но там нет всей правды о войне, о многом нельзя было раньше говорить.

О причинах провала отвечал весело, что критики должны быть счастливы, ведь это значит, что впервые в России за большие деньги было снято артхаусное, сугубо авторское кино, которое по определению не способно дать больших сборов.

— Так как я не имею возможности уже ничего исправить, то могу только защищать то, что сделано, — признался Михалков. — Тем, кто утверждает, что за полсотни миллионов нашего бюджета можно было снять 20 фильмов, — продолжил явно перед этим пообедавший Никита Сергеевич, — отвечу, что даже если это так, то это будут только устрицы. Изысканное лакомство не на каждый день. Нельзя питаться исключительно устрицами, хоть это и вкусно. На каждый день людям необходимы прежде всего хлеб и масло.

Под насущной пищей для потребителей кино подразумевалось, конечно, «Предстояние», которое в одном из репортажей французского телевидения назвали «попкорном по-русски», имея в виду его массовую направленность, не зная, видимо, что режиссер теперь склонен причислять свое творение к артхаусному направлению.

Фестивальные массы вечером дружно направились на знаменитую красную дорожку к Дворцу фестивалей. Кругом слышалась русская речь, бегал взад-вперед чем-то озабоченный Николай Басков. Из мировых знаменитостей удалось опознать только Миллу Йовович. Михалков, подчеркнуто демонстрируя отеческие чувства, прошелся в легком танце с дочерью Надей, одетой в роскошное коричнево-золотое платье, дружелюбно приобнимал своего главного артиста Олега Меньшикова, у которого отстегнулась от воротника белой рубахи навыпуск обязательная черная бабочка. Рядом позировали фотографам Артем Михалков с мамой Татьяной, одетой в черное платье с розовым шарфом и с непременным бантиком на голове. После фильма, растроганный собственным произведением, Никита Сергеевич со слезой во взоре благодарно принимал аплодисменты и крики «Браво, Никита!», явно исходившие от соотечественников. Сокращенное до двух с половиной часов «Предстояние» окончательно приобрело черты комикса о Великой войне, но не сделалось более понятным для иностранцев, которые подзабыли или не видели вовсе первых «Утомленных солнцем», получивших в 1994 году Гран-при Каннского кинофестиваля.

Шестнадцать лет спустя Михалков был явно не намерен уезжать с фестиваля с пустыми руками. Надев любимую капитанскую фуражку, он направился на ужин с представителями крупнейшей французской кинокомпании, которая выпускает фильм в европейский прокат и приложила большие усилия, чтобы сиквел «Утомленных» оказался в конкурсе Каннского фестиваля. По случаю премьеры на роскошной пляжной террасе напротив дорогого отеля «Карлтон» состоялся прием, где лились рекой шампанское и виски, но не подавали никакой закуски. Разгоряченным гостям ничего не оставалось, кроме как предаться танцам до упаду, пока не наступит рассвет.