21 июня 2018г.
20...22°C

Ученый из США рассказал о связи появления людей со вспышками сверхновых

Фото: globallookpress.com
trud.ru
15:00 23 Мая 2018г.
Опубликовано 15:00 23 Мая 2018г.

В результате одной такой вспышки в Африке возникли саванны – место обитания представителей рода Homo

Вспышка сверхновой звезды привели к вымиранию на Земле растительности и появлению саванн, где появились первые представители рода Homo. К такому выводу, как сообщает РИА Новости, пришел астроном Брайан Томас из университета Уошбёрн в городе Топека (США).

По его словам, вспышка сверхновой произошла около двух с половиной миллионов лет назад – примерно тогда и появились предки современных людей. Еще одна вспышка имела место восемь миллионов лет назад. Они привели к массовому вымиранию всего живого, отметил ученый.

«В те времена жизнь на Земле резко изменилась, особенно на территории Африки, где леса начали уступать место степям. Благодаря сравнительно большому расстоянию этот взрыв не привел к вымиранию всего живого, а уничтожил примерно треть озона, что обусловило рост числа мутаций», — рассказал Томас.

По его словам, после взрыва сверхновой ее останки продолжают вырабатывать поток заряженных частиц и атомов, разогнанных до околосветовых скоростей. Эти следы сверхновой, как считают ученые, могли бомбардировать Землю еще десятки тысяч лет после угасания вспышки.

В результате, как показывают расчеты Томаса, концентрация озона упала на 20-40 процентов за первые 300 лет и продолжала оставаться почти столь же низкой на протяжении нескольких тысяч лет после смерти звезды.

Из-за этого в два-три раза усилилось ультрафиолетовое облучение поверхности Земли. Это привело к резкому росту скорости появления мутаций в ДНК всех живых существ, обитающих на нашей планете. Эти изменения, как отмечает Томас, затронули флору и фауну весьма неравномерно: на жизнь водорослей и злаков они почти не повлияли, но многие другие животные и растения начали массово вымирать.

Подобные процессы, считает астробиолог, могли послужить причиной исчезновения примерно 58 процентов видов млекопитающих, вымирания лесов в Африке и возникновения саванн, где первые представители рода Homo появились как раз примерно два с половиной миллиона лет назад.

В 2016 году астрономы заявили, что им удалось найти первые неопровержимые признаки того, что примерно два с половиной миллиона и восемь миллионов лет назад поверхность Земли и других планет Солнечной системы бомбардировалась лучами относительно близких сверхновых. Следы этих вспышек обнаружил в космосе спутник ACE. Кроме того, их нашли на дне земных океанов и даже в образцах пород, доставленных экспедициями программы «Аполлон».

Первоначально ученые считали, что звезды взорвались примерно в 300-600 световых годах от Земли. Однако впоследствии выяснилось, что вспышки произошли в два раза ближе, на потенциально опасном расстоянии от нашей планеты.

Каким будет выступление российской сборной по футболу на домашнем чемпионате мира? Ваш прогноз!