Как манипулируют информацией каждый день

Изображение из открытых источников

«Мягкая опека», – не что иное, как обновлённая и облегченная версия пропаганды


«Nudge, то есть «Мягкая опека» - таково название книги двух знаменитых (хотя и неизвестных широкой публике) авторов – Касса Санстейна (Cass Sunstein) и Ричарда Тэйлера (Richard Thaler). Первый из двоих был одним из главных «советников» Барака Обамы, выбранным на эту должность, как мы вскоре увидим, возможно, для того, чтобы как можно лучше манипулировать американским и мировым общественным мнением.

Настоящий артист в том, что касается информационно-коммуникационных трюков, назначение которых – если употребить юридический термин – искажать истину, смешивать её с ложью так, чтобы стало трудно или невозможно отличить одно от другого; придумывать истории, которые должны отвлечь наивную публику, внушить ей вопросы, лишённые всякого смысла, противоречащие друг другу; поднимать в крупных СМИ несуществующие или выдвигать на первый план второстепенные проблемы так, чтобы превратить так называемое публичное обсуждение в эмоционально-сентиментально-тревожную мешанину, не давая этой наивной публике – и всегда этим вредя ей – заметить, как её вынуждают обращать внимание только на то, что не стоит никакого внимания.

Знаменитый пример такого рода операций – феномен «Земля плоская», т. е. большое количество сторонников идеи (трудно назвать её теорией), что Земля плоская. Людей, которые в это верят, сотни тысяч, – в этом нет никакого сомнения. Они на самом деле существуют – это факт.

По всей вероятности, миллионы наших современников не в состоянии ни произвести, ни понять научного доказательства чего бы то ни было. Они просто не знают, что такое доказательство факта, даже простейшее. Вероятно, многие из них пришли к выводу (довольно верному), что многое из рассказываемого им СМИ и властями неправда. И в конце концов они решили, что и всё, что им рассказывают, – неправда. То есть не верят больше ничему, даже тому, что люди со средним уровнем образования считают очевидным.

Однако ненормально широкое, со скоростью вируса распространение этого явления во многих западных странах наводит на мысль, что кто-то из тех, кто управляет алгоритмами интернета, задумал использовать ситуацию. Запустить в интернет и как можно шире распространить такую сумасбродную теорию может быть полезно – чтобы создать контекст, в котором можно смешать друг с другом все теории, спорящие с господствующими версиями событий.

Таким образом, все теории, которые ставят под вопрос эти господствующие версии, будут сталкиваться с таким же недоверием. Это в точности и происходит, механизм почти автоматический: источники, принадлежащие к мейнстриму, ставят исследования о потеплении климата, или об истощении ресурсов и достижении пределов роста, или поиски истины о террористическом акте 11-го сентября на одну доску с теорией, что Земля плоская. Недоверие к этой последней отражается в равной мере и на всех остальных.

Второе преимущество такого приёма дискредитации версий, альтернативных официальной: при помощи одной теории – сумасбродной и лишённой всякого политического значения, – можно низвести на уровень сказок эти альтернативные версии, политическое значение которых очень велико. И именно те, кто поддерживает эту сумасбродную теорию, поспешат уподобить её как равную другим, совсем не сумасбродным.

То, что здесь обобщённо описывается, можно назвать одним кратким выражением – «когнитивное проникновение», которое означает в том числе (как видно из самого выражения) внедрение в скрытой форме ошибочных или внутренне противоречивых идей в социальную группу, в организацию противника (или организацию, считающуюся таковой) или в целое вражеское государство, включая его народ и правителей. С помощью подходящей последовательности действий постепенно распространяя определённые способы поведения, страхи, мифы, верования, создавая тревожные ситуации, можно добиться того, чтобы сплочённость общества дала трещину.

Вспомните, например, как спецслужбы США создали движение «Евромайдан», которое привело к государственному перевороту в январе-феврале 2014 года на Украине. В этом случае главной опорой стала антироссийская ненависть, которой прониклись широкие массы молодёжи за долгий, длившийся почти целое поколение период подготовки под воздействием огромных доз радиотелевизионной пропаганды. В этом случае когнитивное проникновение – неотъемлемая часть гибридной войны. И с точки зрения международного права это самый настоящий акт агрессии, осуществлённый секретными методами.

Заметим, что Кассу Санстейну можно по праву присвоить (и, может быть, так оно и будет) звание почётного изобретателя fake news – фейков, ложных новостей. И, кроме того, звание усовершенствователя «цветных революций», титул изобретателя которых он должен по праву уступить ещё более выдающемуся автору – Джину Шарпу. И ещё долго можно продолжать рассказ о профессиональной подрывной деятельности Касса Санстейна. И о честности американского президента, который призвал его на службу и платил ему умопомрачительные суммы, чтобы водить за нос в первую очередь своих избирателей, а потом и всех нас.

Ричард Тэйлер, второй автор обсуждаемой книги, – ни более ни менее как лауреат Нобелевской премии по экономике 2017 года. Оба автора хотят объяснить политическим лидерам, как добиться того, чтобы люди «поступали правильно». Остаётся без ответа вопрос, что значит «правильно». Лучше сформулировать вопрос так: правильно с чьей точки зрения? Правильный ответ – конечно, с точки зрения лидеров, чтобы облегчить им доступ к власти. Объяснение двух авторов, как это сделать, просто, как колумбово яйцо: «Сделай так, чтобы поступать правильно было легко». Решение гениальное в своей простоте. Эти Нобелевские премии присуждаются очень практичным людям и находят немедленное применение.

Проблема поставлена правильно, и ясно, что советы, данные в книге, будут широко использоваться специалистами по рекламе во всём мире (специалисты по рекламе, правда, открыли, как действует этот закон, почти 100 лет назад). Его первооткрывателя звали Эдвард Льюис Бернейс (Edward Louis Bernays), он был племянником Зигмунда Фрейда и написал книгу под названием «Пропаганда», которая стала первым в нашу эпоху учебником по манипуляции. «Nudge», то есть «мягкая опека», – не что иное, как обновлённая версия пропаганды – облегчённая, почти незаметная и потому особенно эффективная. И правда, нельзя недооценивать авторов этой простой идеи. В самом деле, у неё есть целый ряд следствий, совсем не простых и не банальных.

Первый вопрос, сформулированный выше, открывает дорогу второму, гораздо более утончённому и, как видно сразу, гораздо более трудному. Что нужно делать, чтобы убедить людей «поступать неправильно»? Ответы на этот вопрос нашёл наверняка, если судить по его биографии, Касс Санстейн. Первый можно кратко сформулировать так: «Сделай так, чтобы поступать неправильно было легко».

Второй ответ поистине гениален: «Сделай так, чтобы поступать правильно было трудно». На то, как это сделать, указывает непереводимое слово «sludge». Оно означает использование намеренно неясного языка или действий, которые расхолаживают того, кто нас слушает и намеревается совершить какой-то поступок, чтобы он отказался от этого поступка из страха ошибиться или из непонимания, о чём идёт речь.

Отличный пример – принуждение избирателя перед голосованием пройти процедуру регистрации. Миллионы не будут знать, что и как делать, и не пойдут голосовать. Мы говорим о системе, действующей в Соединённых Штатах Америки. Но те же самые способы запутывать людей, чтобы они воздерживались от голосования, давно функционируют во многих европейских странах, в том числе в Италии. Действующий в Италии избирательный закон, так называемый «Розателлум», – самый настоящий лабиринт.

Другое решение вопроса – распространять через СМИ ложные новости о том, чего никогда не было, вроде сообщения о чьей-нибудь смерти, которое потом не подтверждается. Или вынудить человека или социальную группу отвечать на странные, неясно сформулированные обвинения. Очень напоминает Кафку, но встречается не так уж редко. Например: обвинить всех пожилых людей вообще в том, что они существуют, что они своим существованием уменьшают государственный бюджет, или, если они ещё в состоянии работать, - в том, что они отнимают рабочие места у молодых. Или обвинить их всех в совокупности в том, что они слишком много потребляют и потому загрязняют планету. Или заявить им, что, достигнув определённого возраста, они будут лишены права лечиться (это, между прочим, делается уже сейчас). Как отвечать на такие обвинения? Можно также преувеличить и раздуть какой-нибудь факт, может быть, незначительный, развязав потрясающие общество дебаты, используя знаменитые имена политиков, или актёров, или спортсменов.

Результат – искусственно созданный поток споров и столкновений, который заполнит эфир и страницы газет на недели и месяцы. Это называется «отвлечение активных масс». В американском английском ни слово «nudge», ни слово «sludge» не передают сути этой операции (нечто подобное происходит у нас на глазах и сейчас, когда я пишу об этом, - на нас внезапно обрушилась лавина обвинений и признаний, касающихся насилия «белых людей» над женщинами, обязательно знаменитыми). Такие операции называются словом «grudge».

Существует и третье решение вопроса, которое на профессиональном жаргоне называется «армия пятидесяти грошей», или «армия мелочи», или «армия из ничего». Оно заключается в том, чтобы заполнять социальные сети дискуссиями, лишёнными всякого смысла, меняя тему в каждом посте, или провоцируя бессодержательную болтовню, или безнаказанно оскорбляя человека, или рассуждая о спорте, или о том, как держать дома кота. Этот трюк, как и другие перечисленные, используется чаще всего в самые напряжённые в политическом и социальном смысле моменты. Так нейтрализуют более или менее значительную часть возможных протестующих.

Первым, кто прочитал «Мягкую опеку», наверняка был Цукерберг, владелец «Facebook», который сам объявил о своей (ещё не завершившейся) операции «мягкой опеки» над двумя миллиардами пользователей его социальной сети: он хочет, чтобы они обсуждали «межличностные» темы, а пространство, отведённое для новостей, сузилось. Меньше посягательств на политику, больше развлечений. Как он собирается это сделать, знает только он (впрочем, ещё знают ЦРУ, АНБ и Санстейн), и он встревожился бы, если бы об этом узнали также и мы.

Всё это, однако, свидетельствует о том, какого уровня достигли утончённейшие техники, разработанные, чтобы заставить всех нас поступать «правильно» или «неправильно» и чтобы помешать нам поступать так, как захотим мы сами (а это они, имея в своём распоряжении метаданные, знают заранее). Это те же люди, которые контролируют почти весь мировой интернет после того, как его изобрели. У них в руках сеть, её серверы, её «переключатели» и передатчики. Они наблюдают за всем, что мы делаем, и даже знают, на какие «кнопки» в наших мозгах нажимать, чтобы вызвать нужные им реакции. Наши умы полны их идеями, тем, что обозначают слова «nudge», «grudge», «sludge».

Может ли кто-нибудь поверить в «Рашенгейт» и в путинское вторжение в наше сознание, если доля образов, в которых нам предстаёт Россия, не отравленных мощной западной пропагандой, находится на уровне гомеопатической дозы, то есть равна нулю?


Джульетто Кьеза - политик, общественный деятель, журналист и писатель.
Джульетто Кьеза родился в городе Акви Терме на Севере Италии. Был активным членом коммунистического движения Италии. Руководил Федерацией молодых коммунистов Италии. С 1970 по 1979 год возглавлял Генуэзское объединение Итальянской компартии (ИКП). С 1975 по 1979 год — лидер ИКП в провинциальном совете Генуи. В журналистике с 1979 года. В 1980 году написал свою первую книгу «Цель – Тегеран» о неудавшейся попытке освободить заложников в Посольстве США в Тегеране. В 1980-1989 гг. - корреспондент итальянской газеты Унита в Москве. В 1989-1990 гг. работал в Вашингтоне, США, в Международном центре Вудро Вильсона при Институте перспективных русских исследований Джорджа Кеннана.


Кто, по вашему мнению, стоит за массовыми акциями протеста в Грузии?