Волож: скоро беспилотники заменят обычные автомобили

В этом году «Яндекс» пообещал выпустить на дороги «целый флот» из сотни машин

«Яндекс» собирается запустить около 100 беспилотных автомобилей на дороги общего назначения, рассказал сооснователь IT-компании Аркадий Волож во время конференции «YaC 2019: будущее в деталях».  

«В этом году мы выпускаем на дороги целый флот», - цитирует топ-менеджера ТАСС.

В скором будущем беспилотные машины заменят живого водителя, уверен глава компании. «Беспилотный транспорт будет совершать меньше аварий, чем это делают люди. Одной этой причины достаточно, чтобы это пошло в массы», - убеждён Волож. До сих пор беспилотные авто «Яндекса» ездили только по дорогам общего пользования в Сколково и Иннополисе (Татарстан). По словам Воложа, на сегодняшний день эти машины выдают около 4 тысяч поездок. К слову, Иннополис невелик, но стал первым европейским городом, где беспилотным такси можно пользоваться для повседневных потребностей.

А в апреле «Яндекс» получил разрешение применять беспилотный транспорт на общественных дорогах в Израиле. Тогда же о планах запустить 100 таких машин на российские дороги впервые заявил гендиректор «Яндекс.Такси» Тигран Худавердян.

Компания начала разработку беспилотного автомобиля в 2016 году. Первый тест прошёл на общественных дорогах столицы в феврале 2018 года.  

Высочайшее соизволение получено

Эксперименты с беспилотными авто в России согласуются с прошлогодним указом правительства о начале тестовых испытаний такой техники на публичных дорогах Москвы и Татарстана. Опыт продлится до 1 марта 2022 года. После этого правительственная комиссия уточнит требования к эксплуатации беспилотного транспорта и обозначит необходимые стандарты.

14 мая депутат от ЛДПР Сергей Жигарёв внес в Думу законопроект «Об опытной эксплуатации инновационных транспортных средств и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».
Проект призван устранить законодательные барьеры и обосновать с точки зрения права эксплуатацию подобного транспорта. Среди прочего документ предусматривает и возможность на законных основаниях использовать беспилотные машины на дорогах общего пользования.

Трамплины на пути к автоматике

У автоматического управления выделяют пять уровней, напомнил председатель Комитета Госсовета Татарстана по экономике, инвестициям и предпринимательству Марат Галеев. Пятый уровень считается самым «крутым»: аппарат полностью автономен и не рассчитан на вмешательство человека. Законодательство же будет преимущественно говорить о технике четвёртого уровня: в этом режиме присутствие водителя не исключается, в любой момент он может перехватить управление.

По замыслу разработчиков беспилотной техники, она в состоянии реагировать на неожиданности в ходе следования. Однако нужной скорости вычислений для правильной реакции робота пока не достигнуто, сказал Галеев. А работу датчиков нарушат, например, климатические условия. Вероятно, придётся подвергать сертификации дороги в зависимости от влияния на них внешних факторов.

Реалистичнее «оцифровать» дороги и регулярно подгружать данные в «голову» машины, считает Галеев. Ответственность за возможные ДТП с участием беспилотника должен нести прежде всего собственник машины, полагает Галеев. Эти и другие уточнения, по его мнению, должны быть отражены в законодательных предложениях.

В настоящее время «интеллект» робо-машин далёк от совершенства. Так, в 2016 году беспилотник Google столкнулся с автобусом. А в прошлом году в Штатах под колёсами авто от Uber погибла женщина.

Переход на беспилотные автомобили повлияет на рынок труда. По некоторым прогнозам, миллионы сегодняшних водителей могут остаться без работы. А если человечество массово откажется от личного транспорта в пользу аренды – обеднеют заправки, мастерские, стоянки. В министерстве транспорта и автомобильных дорог Индии и вовсе заявляли о запрете беспилотного транспорта в стране. Причина в высокой безработице. Хотя в Индии и не хватает 22 тысяч водителей, правительство скорее откроет учебные заведения для желающих освоить ремесло, чем даст «зелёный свет» автоматике.

Отметим, по мнению аналитиков PwC, беспилотная техника прочно завоюет позиции к 2040 году. Первое время в управление такими машинами сможет вмешиваться водитель.

Где ещё ездят без водителей

Несмотря на противодействие властей, тестировать беспилотный транспорт пытаются и в Индии: этим занимается компания Tata Elxsi.

В конце 2017 года беспилотные автобусы начали курсировать в китайском Шенчжэне. Их скорость составляет всего до 30 км/ч. Вскоре компания Baidu заявила о проектировании первой сотни беспилотных автобусов. В отличие от «старшего брата» скорость авто добежит до 70 км/ч, а присутствие контролера не понадобится.

В том же году в Циндао появился беспилотный трамвай. А спустя год гибрид трамвая и автобуса допустили до дорог.

Маленькие микроавтобусы без водителя курсируют в швейцарской коммуне Нойхаузен-ам-Райнфалль. На них можно добраться до Рейнского водопада. В прошлом году автобусы вместимостью 12 пассажиров запустили в шведском Стокгольме.