ОНИ ЖИЛИ НЕДОЛГО, НО СЧАСТЛИВО

Почти час взывала тяжело раненная Вика Адельфина к домам с погашенными окнами на улице

Почти час взывала тяжело раненная Вика Адельфина к домам с погашенными окнами на улице Моисеева, а в ответ - тишина: "Ну, помогите хоть кто-нибудь! Нас - убивают!.." "Нас" - это двух актеров и двух актрис Воронежского театра юного зрителя. Из всех четверых, попавших под бандитский нож, подать голос в состоянии была только одна она, Вика. Лучшая ее подруга и замечательная актриса Наташа Муравлева уже смотрела на жуть всего происходившего из другого мира: она умерла сразу от нескольких ножевых ранений в грудь и в живот. Ее муж, актер и режиссер, Александр Муравлев, пораженный ударами ножа в печень и селезенку, оставляя за собой кровавый след, почти ползком пытался подняться по лестнице к своей квартире, чтобы позвонить в "скорую". Приехавшие примерно через час врачи уже ничем не могли помочь тридцатисемилетнему мужчине: он потерял слишком много крови.
Рядом с Викой, в глубоком забытьи, лежал еще один ее друг - актер Саша Сидоренко с развороченной ножом брюшной полостью. Его спасут врачи, проведя сложную многочасовую операцию. Останется в живых и Вика: нож в руке одного из бандитов, видимо, подуставшего от резни, скользнет мимо жизненно важных органов. А Сашу и Наташу Муравлевых, спустя сутки, привезут в гробах проститься с родным театром. Они лежали среди цветов со следами уже неземной красоты на лицах.
За день до своей трагической гибели они оба участвовали в репетиции спектакля по пьесе "Синяя птица". Театралы знают, что в ней есть два образа с глубоким философским подтекстом: Хлеба и Воды. "Водой" была Наташа, а "Хлебом", естественно, Александр - бесконечно добрым, готовым к самопожертвованию. Спектакль обещал быть волнующим, как, впрочем, и "Золотая бочка", "Наш городок", "Тринадцатая звезда", "Одинокий домовой снимет угол" и другие пьесы, в которых играла дружная и щедро одаренная природой чета Муравлевых. Их творческая судьба складывалась в ТЮЗе очень удачно: Саша сыграл главную роль в "Подари мне лунный свет" и сразу стал фаворитом воронежской публики. Полюбилась ей и обаятельная Наташа, особенно после главной роли в спектакле "Вкус меда". Правда, сама актриса не скрывала, что в ее работах "многое идет от Саши. Он действительно мой Хлеб..." В нем зрели задатки большого режиссера. Не заказаны были Александру Муравлеву и пути в кинематограф. Во всяком случае, сыгранная им роль в фильме по рассказам Андрея Платонова "Надо жить" (режиссер В. Панин) при всей ее эпизодичности четко продемонстрировала яркую индивидуальность молодого актера.
Коллеги Муравлевых по крупинке, по слову восстанавливают последний день их земной жизни. В одной из сцен "Синей птицы" по ходу действия возникает нож, которым должны резать Хлеб. И почему-то у многих в душе зародилось нехорошее предчувствие, когда Саша принялся показывать на себе процесс разрезания, говоря при этом в шутку: "Нож-то, надеюсь, будет настоящим?" На него шумели, ругались: ничего, мол, нельзя "показывать на себе". Саша смеялся: "Да бросьте вы..." А тут еще в его гримерной зеркало разбилось на мелкие брызги. Кто-то свыше их все же предупреждал о нависшей угрозе. Поразило всех и то, как они с Наташей отыграли финальную сцену, когда Хлеб и Вода прощаются со всеми. "Мы больше с вами никогда не увидимся", - слова Саши. "А я буду приходить к вам в каплях дождя, в брызгах фонтанов", - слова Наташи. И сказано все было так, что на глазах присутствовавших в зале актеров и актрис, умеющих отличать подлинные переживания от любой, пусть даже самой мастерской игры, навернулись слезы. Рассказывают, что после репетиции Наташа еще долго не могла "выйти из образа": "Не знаю, почему, но меня душат слезы. Как хочешь, Саш, а завтра обязательно уедем к Дашеньке, в Давыдовку. Уж не заболела ли она?"
Дашенька - их десятилетняя дочка. В момент трагедии отдыхала у бабушки, то есть у Сашиной мамы под Воронежем. И трудней всего друзьям Муравлевых было объяснить девочке, почему она больше никогда-никогда не увидит своих родителей. Кажется, та поверила в то, что они всегда будут рядом с ней, только вот невидимыми.
Гнетущая тоскливая тишина царит сейчас в ТЮЗе, в вечно шумливом, немного бесшабашном, гораздым на розыгрыши и импровизации, актерском доме. Прекрасный пол часто плачет, забившись в укромные уголки. Сильный пол, не желая смириться с потерей, ропщет на самого Господа Бога: почему Он не защитил Сашу и Наташу - молодых, красивых, талантливых - от слепых ножей подонков? Ну, почему?! Мой давний и хорошо знакомый священник отец Вадим, очень близко к сердцу принявший мученическую гибель Натальи и Александра Муравлевых, придерживается на этот счет такого мнения: "Господь был вынужден дать нам всем столь страшный знак, поскольку другие его щадящие звонки, призывающие нас остановиться в своем грехопадении, в поклонении золотому тельцу, в попустительстве и даже благорасположенности к преступному миру, до нас не доходят..."
Со всей определенностью о том, как разворачивались события в кафе, говорить еще рано: лежит пока в реанимации Александр Сидоренко. Никак не может выйти из состояния глубокого психологического шока Виктория Адельфина, твердящая одно и то же: "Я помню лишь глаза подонка, который меня резал. В них не было ничего человеческого". Не вызывает сомнений лишь то, что после репетиции актеры зашли в кафе. А там расслаблялся блатной контингент мелкого пошиба. И нетрудно себе представить, как оживилась братва при появлении молодых, необычайно привлекательных женщин в сопровождении двух "лохов". Скорее всего, последовали настойчивые попытки ухаживания за Наташей и Викой, больше похожие на оскорбление действием. И, естественно, Саша Муравлев и Саша Сидоренко - мужики отнюдь не робкого десятка, каким-то образом поставили хамов на место. Восстанавливать свой подорванный "авторитет" те в самом кафе не решились: слишком уж светло, слишком много свидетелей. А четверым актерам еще предстояло пройти несколько сот метров по плохо освещенной улице. На подходе к дому, где жили Муравлевы, их и догнали двое "отморозков", хорошо владевших ножом.
Так это было или иначе - покажет следствие. Розыск преступников круглосуточно ведет специальная группа, состоящая из высококвалифицированных следователей и сотрудников "убойного" отдела ГУВД. Большие милицейские начальники клятвенно уверяют, что "карающий меч правосудия" бандитов не минует.
А в ТЮЗе - траур: отменены все спектакли и репетиции. Дашеньку Муравлеву актерский коллектив твердо решил "удочерить" с назначением ей специальной стипендии.