ЛУЧ СВЕТА ДЛИНОЙ В 9 МИЛЬ

В Геленджике вот уже более 100 лет работает маяк, освещая судам вход в местную бухту. Это самый старый из действующих маяков на всем Черноморском побережье. С 1897 года он исправно функционирует без единого ремонта: только "керосинку" в 1927 году сменили на электрическую 100-ваттную лампочку.

Это так называемый створный маяк, рассказала мне техник-смотритель Полина Казарина, которая работает в этой должности уже 8 лет. Гордость Геленджика, он давно стал местной достопримечательностью: на побережье есть и более старые маяки, но таких ветеранов-долгожителей, продолжающих отлично делать свое дело, больше нет. Он светит в море на расстояние 9 миль. Принцип действия створного маяка несложен: если штурман видит на берегу красный свет, вход в бухту закрыт. Загорается зеленый - полный вперед. Такой вот "морской светофор".
Маяк - закрытый объект Министерства обороны. Вход для любопытных строго запрещен. Но для нас сделали исключение. Двухэтажный белый особнячок, аккуратные балкончики, симпатичный флюгер на крыше - так маяк выглядит снаружи. Здесь живут семьи работников маяка - начальника Владимира Шаганова и техника Полины Казариной. А вот дверь, ведущая в "волшебную" комнату, где установлен сам механизм. Темно, и только в самом центре сияет лампочка, окруженная отражателями, сделанными из чистого горного хрусталя. Электрический свет лампочки играет в хрустале, наполняя темную комнату сказочным блеском. Окно выступает мансардой, а стекла в нем - из красных и зеленых витражей. Выглядит все это завораживающе. Чередование цветов, которое наблюдают моряки, обеспечивают именно эти витражи.
Все это великолепие создано французским архитектором Тарнау: французы и бельгийцы в те годы владели в городе цементным заводом. Возводя маяк, они хотели облегчить вход в бухту своим судам. В 20-е годы прошлого века завод был национализирован, затем ликвидирован, и город стал курортом. А вот маяк остался.
Зарплата у смотрителя - 600 рублей в месяц. У начальника - около 800. Ясно, что на эти деньги не проживешь. Поэтому оба занимаются торговлей в свободное от вахты время. Но и маяк бросать не хотят. "Он нас приютил, дал жилье, - рассуждает Полина Александровна. - И я как-то с годами срослась с ним, не могу и представить себя без него. Работа не слишком творческая. То лампочку сменишь, то пыль протрешь. Но важная: должен же кто-то освещать дорогу кораблям".