БЕСПЛАТНЫЕ ЛЕКАРСТВА ЗАКОНЧИЛИСЬ

Пересылаю в редакцию "Труда" кассовые чеки, по которым видно, сколько денег в нашей кировской аптеке "Медицина для всех" я уплатил за лекарства. Каждый месяц за один заход оставляю около 500 рублей. Для пенсионера - очень большая сумма, но без этих лекарств не обойтись: перенес инфаркт, II группа инвалидности, а в ближайшие дни должны положить в онкологический диспансер.Мне 72 года, живу один (жена умерла), за квартиру плачу почти 500 рублей, словом, борьба за существование, если откровенно, идет трудновато. Официальный стаж работы у меня - 37 годков, хотя на самом деле я начал трудиться в деревне с десяти лет. Не люблю говорить о своих недугах, но все же признаюсь: очень болят ноги, ходить далеко не могу. А вот на машине (шоферские навыки не утратил) запросто доехал бы хоть за город, хоть к родным. И автомобиль у меня есть - ВАЗ-2101, который купил более 30 лет назад. Почти треть века он служит и все на ходу (сам ремонтирую). Беда в том, что использовать свой "Жигуленок" не могу - нет денег на обязательное страхование (ОСАГО). А без этого первый же гаишник остановит. Может, для таких, как я, предусмотрели бы 50-процентную скидку? Да и с лекарствами вопрос надо решать. Попросите об этом депутатов в Москве. Разве мы, ветераны, заслужили такую тяжелую, нищенскую старость?Василий Васильевич ОГОРОДНИКОВ , Киров.

Когда я позвонил домой Василию Васильевичу, телефон не отвечал. Позже выяснилось: ветерана положили в онкологическую клинику. Удалось связаться с его дочерью Людмилой Васильевной. У нее своя семья, но отца навещает часто, ухаживает за ним. А вот помочь материально не получается: зарплата у Людмилы Васильевны (она работает экономистом) - чуть более двух тысяч, у мужа (шофера) - 3 тысячи. Так что в сумме на троих (сын - школьник) выходит значительно меньше даже официального прожиточного минимума для Кировской области. "Выживать в прямом смысле слова помогает огород, хотя все равно считаем каждую копейку, - поделилась наболевшим собеседница. - О покупке, например, фруктов и не мечтаем. Но самым тяжелым бременем являются расходы на лекарства. Когда отец лежал в терапевтическом отделении 6-й городской больницы, на покупку медикаментов пришлось потратить полторы тысячи рублей. Представляете, какие огромные деньги? Мне, кстати, делали операцию в той же больнице, за медпрепараты, естественно, платила. Раньше-то в больницах лекарства были бесплатные. Почему сегодня все так круто изменилось к худшему? Или тем, у кого маленькая получка, лечиться не надо - пусть умирают?"
В кировской городской больнице N 6 заместитель главного бухгалтера Наталия Крылатых и экономист Андрей Грязев рассказали, что денег клинике катастрофически не хватает. На год необходимо 56 миллионов рублей, а реально поступает чуть больше половины: 20 миллионов из городского бюджета и 10 -11 миллионов из территориального фонда обязательного медицинского страхования (ОМС). Еще 4-5 миллионов рублей приносит платное лечение. Но где взять недостающие 20 миллионов? Больница уже задолжала аптекам за взятые лекарства около миллиона рублей. Ситуация тупиковая. Вот и приходится больным оплачивать препараты, особенно дорогостоящие. Врачи по-настоящему переживают за больных, окружают их заботой и вниманием, но финансировать больницу из своей грошовой зарплаты не могут.
Прокомментировать ситуацию я попросил руководителя управления здравоохранения администрации города Кирова Александра МАЛКОВА, который назначен на эту должность два месяца назад:
- Да что тут комментировать? Все и так ясно: вопрос упирается в финансирование. Например, на обеспечение лекарствами больниц, а также граждан, имеющих право на льготы, нужно в год 190 миллионов рублей. А мы имеем, включая финансирование из территориального фонда ОМС, городского и федерального бюджетов, менее 20 миллионов. Остается "дыра" в 170 миллионов рублей. Как ни комбинируй, закрыть ее никак не удастся. Отсюда и миллионный долг аптекам, и вынужденные просьбы к больным в клиниках приобретать лекарства за свой счет, чего, конечно же, не должно быть...
- Почему же местные власти не дают денег?
- Хотел бы подчеркнуть: городской бюджет выделяет средства на здравоохранение по максимуму (кстати, из 36 депутатов городской Думы - 11 медики). Но возможности муниципальной казны, к сожалению, ограничены. В нашем городе медицинские расходы в расчете на человека составляют примерно 1 700 рублей, а аналогичный показатель в среднем по стране - 2 476, то есть почти в полтора раза больше. Не хватает денег не только на лекарства, но даже на зарплату медицинскому персоналу. У нас, например, не профинансированы полторы тысячи ставок (общая численность работников здравоохранения в городе - 9 750 человек). Понятно, испытываем острый кадровый дефицит - не хватает нянечек, врачей, сестер...
- Александр Евгеньевич, может быть, все эти вопросы решит намеченная реформа здравоохранения?
- Реформа, разумеется, необходима. Нужно открывать в поликлиниках стационары дневного пребывания, оставляя за клиниками лечение действительно тяжелых больных. Требует серьезного совершенствования система финансирования медицинских учреждений. Все так. Но рассчитывать на то, что экономия, полученная в результате внедрения новшеств, позволит полностью покрыть дефицит средств в здравоохранении, было бы наивно. Для повышения эффективности лечения, сокращения сроков пребывания в стационаре необходимо переоборудование больниц и поликлиник, а на это нужны немалые деньги. Не будем забывать и об огромной финансовой "дыре", о которой шла речь. В масштабах города это сотни миллионов рублей, в целом по стране - десятки миллиардов. Словом, готовя реформу, авторы ее должны четко понимать: без серьезных финансовых вливаний новации в сфере здравоохранения могут привести не к улучшению, а к опасному ухудшению ситуации. Этого допустить ни в коем случае нельзя.
К сказанному можно добавить, что в прошлом году расходы на здравоохранение в стране составили 385,94 миллиарда рублей, то есть 2,9 процента от валового внутреннего продукта (ВВП). В большинстве европейских стран этот показатель достигает 6 - 8 процентов. По оценкам независимых экспертов, реальный дефицит финансирования в России составляет 280 миллиардов рублей. Снижение с 2005 года отчислений во внебюджетные фонды лишь обострит и без того непростую ситуацию. По расчетам, дополнительный дефицит фонда медстраха достигнет 16 миллиардов рублей, фонда соцстраха - 14 миллиардов. Хотелось бы надеяться, что правительство, Минфин предпримут соответствующие меры, чтобы не допустить дальнейшего разрушения системы здравоохранения в стране.