ДЕНИС МАЦУЕВ: У КАЖДОЙ УЛИЦЫ - СВОЯ ЭНЕРГЕТИКА

Сегодня мы беседуем о столице с известным пианистом, лауреатом XI Международного конкурса имени Чайковского, солистом Московской филармонии Денисом Мацуевым.

- Денис, скажете для начала, как вы относитесь к московским уличным музыкантам?
- С пониманием. У меня есть немало знакомых, которые играют на Арбате или в подземных переходах. Хотя в Москве это не так распространено, как за границей, где на улице и в метро выступает много профессиональных музыкантов. И ничего зазорного в этом не видят: получают свои 60 долларов за вечер, и очень рады. Деньги на дороге не валяются.
- А было ли такое, чтобы игра уличных музыкантов вас впечатлила?
- Конечно, и не раз. Например, джаз-банд, в течение нескольких лет игравший на Арбате у ресторана "Прага". В нем участвовал знаменитый джазовый барабанщик, что снимался еще в "Карнавальной ночи" у Рязанова. Очень симпатичные ребята - камерный струнный оркестр - играют в переходе у метро "Охотный ряд".
- Уличные музыканты, действительно, сравнительно новое для нас явление. А к московским новостройкам последних лет как вы относитесь?
- Если честно, далеко не все нравится. Особенно район бывшего "Интуриста" и сгоревшего Манежа. Попав туда, как будто оказываешься в другом городе. Ведь в Москве я, начиная с шести лет, каждый год проводил по несколько месяцев. И хорошо помню ту, прежнюю Москву. К сожалению, иногда кажется, что она лицо потеряла.
- Но, может быть, приобрела новое?
- Да, конечно. Построено множество красивых зданий. Но такое ощущение, что план застройки города составляется несколькими архитекторами независимо друг от друга. В результате появилось нагромождение строений, наслоение несовместимых, на мой взгляд, стилей. Часто новые постройки плохо сочетаются с ландшафтом и визуально разрушают пейзаж вокруг.
- Тут я просто не могу не спросить про появившийся не так давно Московский международный дом музыки.
- На людей, которые смотрят на Дом музыки с набережной, это здание может произвести шокирующее впечатление. Но когда окажешься внутри, да к тому же попадешь на хороший концерт, негативное отношение к нему пропадет. Повторю слова Святослава Рихтера, что не бывает плохих залов - есть плохие исполнители. В Доме музыки три зала, там работает большой и увлеченный коллектив людей, которые хотят помочь музыкантам и московской публике. Ничего подобного раньше в Москве не было.
- А какие места старой части города вам дороги?
- С детства я обожаю Патриаршие пруды, район Малой Бронной и Никитских улиц. Там царит неповторимая атмосфера, которая, слава Богу, сохранилась по сей день. Много приятных впечатлений личного плана у меня связано с памятником Пушкину. И у старого памятника Гоголю часто встречался с друзьями, девушками. С детских лет у меня сохранились очень трогательные воспоминания, связанные с Проспектом Маркса: пепси-кола, бутерброды с копченой колбасой (страшный дефицит, между прочим, в годы моего детства), которые мне покупали в буфете Большого театра. Тогда для многих это была основная задача похода в Большой театр - попасть в сказочный буфет.
- Говорят, разные районы Москвы обладают разной энергетикой?
- Совершенно верно. Лично на меня очень хорошо действует энергетика Замоскворечья, Бульварного кольца, Малой Бронной. А Патриаршие пруды вообще обладают магической аурой. Москва, конечно, мистический город. И как любой мегаполис он тебя может принять, а может и выбросить на обочину. Судьбы здесь перемалываются, как в мясорубке.
- А что надо делать, чтобы в этой мясорубке тебя не перемололо?
- Нужна удача, поддержка близких. И постоянное осознание, что ты должен идти напролом, двигаться вперед, не обращая внимания ни на какие проколы, сбои, ошибки. Только так у человека есть шанс здесь зацепиться.
Это касается не только Москвы, но и любого столичного города. Здесь ежедневно происходит такое количество различных концертов, фестивалей, спектаклей, что через день все твои достижения могут забыться. Остановишься - уже завтра про тебя никто не вспомнит. Каждый день все приходится доказывать заново, что я и стараюсь делать. Многие знакомые говорят мне, что слишком часто выступаю в Москве - мол, публику нужно держать на голодном пайке. Нет, здесь такие номера не проходят.