08 декабря 2016г.
МОСКВА 
-3...-5°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.91   € 68.50
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

АЛЕКСЕЙ УЧИТЕЛЬ: ПОХОЖИХ НА ГАГАРИНА БЫТЬ НЕ МОЖЕТ

Стародубец Анатолий
Опубликовано 01:01 23 Июня 2005г.
Сегодня в рамках основного конкурса XXVII Московского международного кинофестиваля состоится мировая премьера фильма "Космос как предчувствие". Поставил картину известный режиссер Алексей Учитель, которого зритель знает по фильмам "Мания Жизели", "Дневник его жены", "Прогулка"... Накануне премьеры он дал интервью корреспонденту "Труда".

- Алексей Ефимович, вы как-то заметили, что любой фильм можно пересказать в двух словах...
- Но только не картину "Космос как предчувствие". Там, конечно, есть внятная сюжетная линия, основанная на реальных событиях. 1957 год. Маленький городок в российской глубинке. Четверо героев: повар, две сестры-официантки и монтажник-высотник. Любовь, ревность, смертельный риск... Но это лишь внешняя канва. В многослойной драматургии Александра Миндадзе переплелись элементы мелодрамы, детектива, триллера, мистики. Мы отталкивались от того, что у каждого человека время от времени возникает предчувствие разных жизненных ситуаций, которые должны произойти, изменив и нас, и мир вокруг. "Космос... " - это драма, но не перегруженная мрачными интонациями. Она несет в себе светлое начало: у наших героев и у нашей страны есть надежда и есть будущее.
- Вы впервые сняли картину без Дуни Смирновой. С этой сценаристкой и телеведущей вы поссорились или ваш тандем изжил себя?
- У нас с Дуней прочные творческие и дружеские отношения. Она была первой, кому я показал сценарий "Космоса... ", и Дуня не стала скрывать своего восхищения. Недавно я как продюсер предложил ей попробовать свои силы в режиссуре. Думал, что откажется, но Дуня согласилась. Очевидно, сработали кинематографические гены - ведь она дочь Андрея Смирнова, который снял знаменитый фильм "Белорусский вокзал". Дуня написала сценарий на современном материале и сейчас готовится к запуску на нашей студии "Рок".
- Миндадзе как драматург сформировался, работая с режиссером Вадимом Абдрашитовым. Ему тяжело было подстроиться под вас?
- Конечно, нелегко. От Александра я получил уже написанный сценарий, и мы в течение года вместе дорабатывали какие-то моменты. С ним безумно интересно. Для меня это был своего рода вызов, эксперимент - воплотить тонкую, причудливую, ускользающую драматургию Миндадзе в экранную реальность. Отторжения не произошло - это точно, скорее мы дополнили друг друга.
- С подбором актеров были проблемы?
- На роли официанток мы подбирали похожих актрис. По сюжету они сестры. Мы долго искали "сестру" к Ирине Пеговой - актрисе поразительной энергии и жизнелюбия. Она - девушка своеобразных пышных форм. Когда выбор остановили на Елене Лядовой, то ее пришлось отправить в санаторий, чтобы набрала "недостающих" 12 килограммов веса. Однажды во время съемок, когда Пегова уехала получать "Золотого орла" за лучшую женскую роль в "Прогулке" и мы снимали сцены с Еленой Лядовой, к ней стали подходить статисты из массовки: протягивали журналы с фотографией улыбающейся Пеговой и просили дать автограф. Меня это порадовало - сходство было достигнуто. Такая же задача была и с парнями. Хотя повар и монтажник не родственники, но, поначалу разные, с развитием сюжета они постепенно становятся похожими друг на друга. И с этой задачей блестяще справились два Жени - Миронов и Цыганов.
Для меня немаловажно, чтобы каждый из актеров был не просто хорош сам по себе, но и вписывался в актерский ансамбль и съемочную группу в целом. В фильме - четыре времени года. Съемки проходили шесть месяцев. Все это время исполнители должны были сохранять определенный психологический и душевный настрой.
- Как нашли исполнителя на роль Юрия Гагарина?
- Мне нужен был двойник. И не важно - профессионал или человек с улицы: роль там небольшая. Мы давали объявление на ТВ и в газетах. Обзванивали клубы двойников. Устраивали смотры среди курсантов военных училищ. Тщетно. Ни одного вполне похожего не нашли. Очевидно, этот типаж практически исчез. В результате роль Юрия Гагарина у нас исполнил Дмитрий Муляр, замечательный актер Театра на Таганке. Он, кстати, недавно сыграл в кино Сергея Есенина. Поначалу имя первого космонавта планеты повергало актера в благоговейный трепет. На съемочной площадке Дмитрий дико волновался. Но собрался с силами и, на мой взгляд, очень точно попал в образ.
- А вы не боитесь "сцепиться" с иностранцами за главные призы ММКФ?
- Наоборот, чем больше будет хороших фильмов, тем лучше для нашей картины. Насколько я знаю, в этом году конкурс Московского кинофестиваля значительно сильнее прошлых лет. Это хорошо. Соревноваться всегда лучше с сильными.
- Сейчас в кино отмечается устойчивая мода на ретро: "Водитель для Веры", "Долгое прощание"... А что вам было интересно в той эпохе?
- Я об этом не думал. У нас, естественно, соблюдены все приметы времени в костюмах и обстановке. Но я старался делать вневременную картину. Конечно, определенные трудности восприятия могут возникнуть. Например, современные молодые люди вряд ли поймут, почему транзистор - это целое богатство. Или зачем один из героев посвятил свою жизнь подготовке к побегу за границу. Сегодня - покупай путевку и езжай хоть к черту на кулички.
Успех фильма во многом зависит от того, насколько сильно он воздействует эмоционально. Кое-что, конечно, зависит и от критики. Мои прошлые фильмы и хвалили, и ругали. Это нормально. О серьезных вещах в искусстве не бывает однозначного мнения. Но отрицательные рецензии мне интересно читать, только когда их авторы аргументируют свои претензии.
- Помнится, от критиков особенно досталось вашей "Прогулке"...
- У меня сложилось впечатление, что основная часть нашей критики положительно настроена только на те фильмы, которые лишены оптимизма. Очевидно, эти люди воспитывались в постперестроечный период, когда на экранах господствовала чернуха. И что же они увидели в "Прогулке"? Трех молодых людей, уверенных в себе, знающих, как им жить, с улыбкой переносящих все казусы личной жизни. Как раз эту данность времени не смогли принять критики.
- А ваш фильм "Дневник его жены", наверное, возмутил школьных учителей - выставили классика в таком неприглядном виде?
- Дискуссия разгорелась еще до запуска фильма. Сценарий об Иване Бунине, написанный Дуней Смирновой, получил премию на крупном конкурсе в Америке. Но в тогдашнем Госкино нам заявили: "Зачем вы тащите грязное белье, разрушаете икону?" Но, слава Богу, мы получили возможность снимать. Кстати, фильм благосклонно приняли и школьные учителя, и те любители русской словесности, которые по-настоящему знают и ценят Ивана Алексеевича. Классики тоже люди со всеми своими слабостями и противоречиями. Мы хотели показать, что великие книги Бунина возникли не просто так. Он очень многое из написанного лично испытал и пережил. А то, что Бунин в 60 с лишним лет влюбляется и творит безумства, когда у него уводят возлюбленную, позволяет понять весь трагизм жизни этого человека. И что сборник "Темные аллеи" появился не случайно.
Я уверен, что у картины не было бы такой хорошей судьбы, если бы мы сделали что-то недостойное памяти Ивана Алексеевича. Правда, мы с Андреем Смирновым, который сыграл Бунина, после выхода фильма съездили на могилу писателя на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа под Парижем и извинились. Но не потому, что нам было стыдно, а за то, что мы вторглись в его личную жизнь...
- Вы никак не можете запуститься с новым международным проектом "Дом Черчилля". Запад боится вкладывать деньги в российское кино?
- Похоже, что так. Сценарий написан замечательным режиссером Александром Рогожкиным на документальной основе. Во время войны в Мурманске, куда приходили суда союзников с техникой и продовольствием, наши спецслужбы открыли публичный дом для западных моряков. Объект был засекречен, попасть туда на работу могли только очень красивые девушки с безупречной анкетой: образцовые комсомолки, часть из них знала языки, другие прошли фронт. В центре повествования - невероятная и безнадежная любовная история со множеством коллизий. После войны всех этих девушек вывезли далеко в море и утопили вместе с баржей...
Приличные деньги на картину сейчас можно найти и в России. Однако согласно сюжету нам нужны актеры-иностранцы, и ни один известный западный исполнитель не хочет сниматься в фильме, у которого не будет гарантированного проката на Западе. Звезды хотят, чтобы на них смотрели миллионы. А для этого нужно участие в картине западных продюсеров. В результате переговоров американская сторона сделала сложный мониторинг, высчитывая, какие прибыли соберет картина в ста странах мира. Выявлялись плюсы и минусы. В списке последних оказались съемки в России, русские актеры и... российский режиссер. Как вы понимаете, нас такое "сотрудничество" не устраивает. Но мы не теряем надежды. Возможно, получится договориться с более лояльными европейскими продюсерами. Чтобы не вариться в собственном соку, российское кино должно иметь выход в мировой прокат. Да, мы сейчас собираем неплохие деньги внутри страны на российских блокбастерах. Но надо думать о будущем. А будущее за международными проектами.
- Вы сын документалиста Ефима Учителя, который вошел в историю кинофильмом о ленинградской блокаде "Ленинград в борьбе" (1942). Ваша кинематографическая династия будет продолжаться?
- Признаться, я очень этого не хочу. Моему младшему сыну сейчас 13 лет, и его больше всего интересует футбол. Старший сын, по образованию экономист, хочет заниматься продюсированием. Я взял его стажером в киногруппу "Космоса...". На этом пока остановились. Работать в кино очень тяжело. Нужно уметь ладить с множеством людей. Обладать устойчивой психикой. Иной, к примеру, почитает критику о себе - и у него крыша поедет. И уже ничего не захочется делать. Режиссер должен быть сам себе психотерапевтом.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников