ЧЕМ ВАС ОБРАДОВАЛ И ЧЕМ ОГОРЧИЛ ТЕЛЕЭКРАН НА МИНУВШЕЙ НЕДЕЛЕ?

Георгий КАПРАЛОВ, кинокритик, драматург, заслуженный деятель искусств:
- Первый канал

Георгий КАПРАЛОВ, кинокритик, драматург, заслуженный деятель искусств:
- Первый канал назвал минувшую неделю фестивальной и показал не только церемонию открытия московского кинофорума, но и картины, отмеченные самыми высокими наградами других мировых фестивалей: "Кармен" К. Сауры, "Дурное воспитание" П. Альмодовара, "Французскую женщину" Р. Варнье, "Криминальное чтиво" К. Тарантино. Канал "Культура" добавил к этому собранию еще два фильма: "Андрей Рублев" А. Тарковского и "Фанни и Александр" И. Бергмана. И, право же, многое можно простить нашему ТВ за такое кинопиршество.
Хочу отметить также интересные передачи тех же двух каналов, посвященные уникальному актерскому дарованию Юрия Соломина, чье 70-летие широко отмечалось в минувшие дни.
Несколько слов о "Культурной революции" М. Швыдкого. Вокруг и во время этого ток-шоу кипят страсти, а в отзывах зрителей нередко слышишь гневные ноты и обвинения чуть ли не в поношении отечественной культуры. Однако критикующие при этом забывают, что это - игра. Да, именно игра, и чем острее, задиристее сформулировано исходное "утверждение", тем более увлеченно разворачиваются баталии по существенным проблемам культуры и искусства. Так произошло и на сей раз, когда играючи было провозглашено, что "Ромео и Джульетта" Шекспира - банальная история.
Большинство участников разгоревшейся полемики, конечно же, не согласились с таким легковесным утверждением и защитили, как и предполагалось, от поспешных "похорон" великую трагедию о великой любви.
Александр БРАГИНСКИЙ, кинокритик:
- Недавно в Сочи закончился кинофестиваль "Кинотавр". Я с интересом следил за ним по репортажам на канале СТС, хозяева которого отныне заправляют этим кинофорумом. В Сочи были командированы мощные технические силы и группа тележурналистов, которые в часовых выпусках под названием "Детали" ежедневно (правда, после полуночи) освещали фестиваль. Отказавшись от оценок представленных фильмов и решив рассказывать о людях, приехавших в этом году в Сочи, они четко распределили свои обязанности. Интервью в студии были поручены раскованной и несколько легкомысленной Тине Канделаки, но и там порой звучали серьезные речи. То, что происходило вокруг "Кинотавра", взяли на себя другие.
По их репортажам создавалось ощущение, что люди приехали в Сочи не только загорать и чревоугодничать, но и работать. На этом особо настаивал председатель Попечительского совета А.Роднянский. На своих сборищах спорили критики, о своих проблемах рассуждали за "круглым столом" продюсеры, которым, насколько я понял, было оказано особое почтение в Сочи: в титрах к фрагментам фильмов неизменно наряду с режиссером называлось имя продюсера.
По мере приближения к финалу становилось ясно, как будут выглядеть итоги смотра. Услышав от Роднянского, что российское кино может гордиться своими актерами, но не актрисами (с чем я совершенно не согласен), стало понятно, что премии им не ждать. Что и подтвердилось - жюри не присудило приз за лучшую женскую роль. Мужчины же вообще пользовались на "Кинотавре" особым вниманием. Даже, как мне показалось, излишним, как, например, актер А. Макаров.
Старый болельщик ММКФ, который всегда освещался на ТВ очень скупо, я искренне радовался, что "Кинотавр" получил впервые такой большой эфир. Может быть, в этом году все изменится и в Москве? Пока наш Интерфест, как мне представляется, свидетельствует о неумении (или нежелании) работать с разными каналами телевидения.
Савва ЯМЩИКОВ, художник-реставратор:
- Поймал себя на мысли, что наряду с "Апокрифом", "Вестями недели", "Второй мировой. День за днем" и циклом "Кто мы?" стараюсь теперь не пропускать воскресный выпуск "Русского взгляда" Ивана Демидова. Передача раз от разу набирает силу, продуманно рассказывает об актуальных событиях, умело сочетая церковные сюжеты с политическими и экономическими расследованиями. Нравится, что ведущий и авторы, рассказывая о православии, не подменяют собой священников и исповедников, как это делали их предшественники на той же кнопке.
В последней, как всегда, интересной передаче допущена лишь одна ошибка в оценке ситуации с намечающейся установкой памятника иноку Иринарху и воину Пересвету у стен монастыря в маленьком Борисоглебске. Русская церковь никогда не ставила скульптур святых подвижников, а резьба рельефов была плоской, следующей иконописным канонам. Да и очередной бесплатный сыр вездесущего Церетели справедливо вызывает протест горожан и музейщиков.
Понравился фильм Светланы Сорокиной "Русский плен", снятый осмысленно и раздумчиво - так, что заставляет вспомнить начало карьеры модной ведущей, когда ее сюжеты облагораживали расхристанные и кровожадные невзоровские "600 секунд". Как хотелось бы, чтобы подобные работы заставили способную журналистку перестать славить никчемных либерал-маргиналов. И чаще вспоминать о людях, подобных ее отцу-воину, немало помогшему реставраторам, которые поднимали из руин дворцы и парки в окрестностях Петербурга.
А вот чего глаза мои не видели бы, так это очередное блюдо вездесущего В. Соловьева - "Воскресные вечера". Развязность и бестактность налицо, а сервируемое - "осетрина второй свежести".