ЛИШНИХ ДЕТЕЙ НЕ БЫВАЕТ

Несколько лет назад недалеко от поселка Мазурово, что под Кемеровом, появилась школа с прозаическим названием "Губернаторская специальная общеобразовательная школа". На самом же деле это уникальное учебное заведение, аналогов которому нет за Уралом.

Главная особенность губернаторской специальной школы - ее ученики. Точнее, ученицы. Их здесь 69, и на каждую из них выпали тяжелые испытания. В свои годы они пережили больше, чем многие взрослые люди. Основная масса воспитанниц - сироты, дети из неблагополучных, малообеспеченных и неполных семей. Большинство учениц до того как попали сюда, вели асоциальный образ жизни, некоторые были не в ладах с законом. Однако здесь не исправительное учреждение, а пусть и специальная, но все же школа, где врачуют искалеченные судьбы девчонок.
Говоря научно, эта школа - новая модель учебного заведения открытого типа для девочек с девиантным поведением. Создана она по инициативе губернатора Кемеровской области А. Г. Тулеева в рамках президентской программы "Дети России".
Как и в любой школе, здесь дается обычное общее образование, но при этом задача учителей - помочь воспитанницам разобраться в себе и окружающем мире, встать на путь нормальной жизни. Сделать это непросто, ведь большинство девочек имеет задержку в психическом развитии, у многих из них просто нет стимулов для дальнейшей жизни, учебы, карьеры.
Срок обучения - пять лет: с пятого по девятый класс. Учебный план вполне традиционный, только немного скорректированный с учетом допрофессиональной подготовки. Предусмотрено также выделение часов для индивидуальной работы по изучению риторики, основ правовых знаний, русского языка. Кроме обязательных общеобразовательных дисциплин, воспитанницы в обязательном порядке изучают психологию общения.
Чаще всего первопричина детских бед - неблагополучная семья. Поэтому процесс реабилитации начинается с восстановления позитивных внутрисемейных отношений, повышения статуса семьи. И неслучайно идеология школы основывается на доверительных взаимоотношениях между воспитанницами и педагогами. В школе культивируется система воспитания по "семейному типу".
В уютных комнатах - по три-четыре девочки. Есть отдельный зал для "семейных" вечеров, рукоделия, просмотра телепередач, для встреч с родителями и родственниками. На школьной территории находится специальное помещение, оборудованное под домашнюю кухню, где проводятся воскресные посиделки с пирогами, блинами, "семейные" торжества, занятия кулинарией.
Воспитанницы находятся на попечении государства. И это, безусловно, единственный выход обеспечить их всем необходимым. Однако привыкание к полному государственному обеспечению порождает иждивенческую психологию, приводит к житейской некомпетентности воспитанниц.
По мнению директора школы Сергея Гончарова, обеспечение условий для воспитания самостоятельности девочек связано с поиском механизма, социального "лифта", который вытянул бы их из трясины негативного прошлого к нормальной жизни. Таким "лифтом", как считают педагоги, являются допрофессиональная подготовка и производительный труд. Это позволяет обеспечить в дальнейшем успешное вхождение девочек в нормальную взрослую жизнь.
Если на первых порах социализация в школе в большей степени носит характер социальной реабилитации (предоставить крышу, защитить, накормить, помочь включиться в нормальный распорядок жизни), то в дальнейшем основной целью педагогической работы становится построение взаимоотношений с девочками в соответствии с потребностями взрослеющего человека.
В школе действует "Центр социальных связей", задача которого - интегрировать девочек в социальную среду. Педагоги центра поддерживают взаимоотношения с другими учреждениями города и области. Например, с областными станциями юных натуралистов и юных туристов, с изостудией и музыкальным кружком областного центра дополнительного образования, с краеведческим музеем, музеем боевой славы и другими организациями.
Внеурочная деятельность воспитанниц включена в режим дня. Во второй половине дня при школе работают объединения дополнительного образования: "Хозяюшка", где девочки познают азы кулинарного искусства; кружок "Моя малая родина", способствующий формированию у девочек активной жизненной позиции на основе развития экологического мышления. Духовно-нравственному становлению личности способствуют, например, "Театр моды народного костюма", "Музыкальная шкатулка", "Хореография", "Фантазия", "Сценическое мастерство". Проводятся занятия и вне стен школы - в музеях, в городских библиотеках, в областном центре дополнительного образования, в Губернаторском училище народных промыслов. В школе также работает Профцентр, который помогает воспитанницам выбрать будущую профессию.
Особое внимание уделяется обучению по таким направлениям, как повар, швея, парикмахер, оператор ЭВМ, штукатур-маляр. Профессиональное обучение проводится на базе межшкольного учебного комбината.
Губернаторская специальная общеобразовательная школа наглядно демонстрирует, что лишних детей не бывает. Она ежедневно словом и делом претворяет этот девиз в жизнь.