"АНГЕЛ" ПРИЛЕТЕЛ

Похоже, фирменной приметой Московского международного кинофестиваля, который в этом году проводит новая команда, становятся унылые и бессмысленные очереди. Сначала журналистов по 2 - 3 часа томили в очереди на аккредитацию. Так, автор этих строк приезжал на аккредитацию дважды. В первый раз отстоял полтора часа на солнцепеке, но при попытке войти в вожделенную дверь был оттеснен дюжим охранником: "Мужчина, пресс-центр закрывается (было всего 6 часов вечера), приходите завтра". Вопрос, почему пресс-центр за три дня до открытия фестиваля работает до 18 часов, задать было некому. Пришлось приходить завтра...

Еще одну очередь я отстоял, придя в вечернем наряде (как того требовало приглашение) на торжественную церемонию открытия в кинотеатре "Пушкинский". Здесь, впрочем, было две очереди. Одна, короткая, для так называемых вип-персон, которые без задержек шествовали по звездной дорожке, - надо думать, для создания красивой телевизионной картинки. Другая, огороженная заборами, полтора часа (!) томилась в "накопителе", дожидаясь, пока пройдут знаменитости. Но почему телеведущий Владислав Флярковский оказался среди "избранных", а стоящие рядом со мной известный режиссер, лауреат международных фестивалей Георгий Шенгелия, знаменитый кинохудожник Борис Бланк, маститый продюсер Андрей Разумовский оказались среди "простых смертных", - я так и не понял.
Единственная очередь, которую я готов терпеть на кинофестивале, - это очередь в кинозал на хороший фильм. Пока таковых, увы, в кинотеатре "Октябрь" не наблюдается. Тем не менее интересных фильмов в программе ММКФ немало. Поэтому в надежде создать очереди в кассы обнародую свою "горячую" десятку фильмов, которые надо посмотреть на кинофестивале.
"АНГЕЛ"
Эпатажный французский режиссер Франсуа Озон, прославившийся сексуально-криминальными фильмами, круто замешанными на однополой любви, на этот раз снял добропорядочную, пышную костюмную ленту "Ангел". Она повествует о жизни сочинительницы дамских романов, которая живет в мире фантазий и грез. Сталкиваясь с грубой прозой жизни - первой мировой войной, изменой мужа, падением своей популярности, - она сгорает, как истаявшая свеча. Сюжет, навеянный книгой Элизабетт Тейлор (однофамилицей голливудской кинозвезды), достаточно банален, но Озон с такой нежностью и ностальгией воспроизводит ту чувствительную эпоху, что в очередной раз доказывает: настоящий режиссер (кстати, прилетевший вчера в Москву) может экранизировать хоть телефонный справочник...
"ЖИЗНЬ ДРУГИХ"
1984 год, пять лет до падения Берлинской стены. Главный герой фильма - преданный делу партии офицер "Штази", который прослушивает разговоры "кухонной оппозиции" и сам постепенно проникается диссидентскими настроениями. Этот фильм - визитная карточка нового немецкого кино, лидер национального проката, лауреат премии "Оскар", обошедший в борьбе за золоченую статуэтку не только нашу "9 роту", но и шедевр Педро Альмодовара "Возвращение". И этим все сказано.
"ВЕТКА СИРЕНИ"
Новый фильм Павла Лунгина, прославившегося уже легендарным фильмом "Остров", который посмотрела, кажется, вся страна. На сей раз Лунгин снял биографический фильм о великом композиторе Сергее Рахманинове. Интересно, что много лет идеей "экранизировать" жизнь Рахманинова бредил Андрей Кончаловский, который еще в советское время вместе с писателем Юрием Нагибиным создал сценарий фильма. Но до постановки дело так и не дошло. Лунгин представляет свою версию жизни и судьбы эмигранта-изгнанника (его играет популярный актер Евгений Цыганов).
"ЖИЗНЬ В РОЗОВОМ СВЕТЕ"
Свой "ответ" нашему "Рахманинову" подготовил французский режиссер Оливье Даан, создавший фильм-биографию великой певицы Эдит Пиаф, которая вышла из трущоб Парижа и завоевала все сцены мира. Французского "воробушка" с потрясающей силой играет актриса Марион Котийяр.
"ВИВА"
Калифорния в эпоху сексуальной революции. Поэтому всех героев этого американского конкурсного фильма интересует только секс. Надо успеть сделать это сегодня, ведь завтра будет уже поздно... Не знаю, покажется ли "вкусным" это блюдо изысканным киногурманам, но "горячим" оно точно будет.
"АНГЕЛЫ ИСТРЕБЛЕНИЯ"
Еще одно "горяченькое" блюдо в киноменю. Это кино о кино. Главный герой фильма - режиссер, снимающий очень откровенный фильм. Разговоры в "Ангелах истребления" крутятся вокруг секса и оргазма, лесбийские сцены чередуются с мужскими эротическими фантазиями. Некоторые критики причисляют фильм к порнографии, но репутация и мастерство режиссера Жан-Клода Бриссо выводят эту ленту за рамки вульгарного порно.
"ПАРАНОИД-ПАРК"
Новая работа культового американского кинорежиссера Гаса Ван Сэнта, автора фильма "Слон", победившего два года назад в Канне. На последнем Каннском кинористалище он единственный из патриархов (а в конкурсе участвовали Эмир Кустурица, Вонг Кар-Вай, братья Коэны и другие корифеи) подтвердил класс и был удостоен приза за свой "Параноид-парк", посвященный исследованию природы зла и насилия.
"49 ЛЕТ"
Поразительный документальный фильм Майкла Эптида в программе "Свободная мысль". Эту работу знаменитый англичанин начал в 1964 году, сняв группу семилетних детей. Потом он возвращался к их судьбам каждые 7 лет - вплоть до их 49-летия. Уникальное кинонаблюдение длиной в 40 лет.
"ПРОЩАЙ, БАФАНА"
Фильм шведского режиссера Билле Аугуста, дважды получавшего "Золотую пальмовую ветвь" в Канне. В этот раз он снял политическую картину об апартеиде, о борьбе негров за свои права, о судьбе лидера чернокожего большинства Нельсона Манделы. Соглядатаем за Манделой назначается главный герой фильма - белый африканец Джеймс Грегори. Его играет Джозеф Файнс ("Влюбленный Шекспир"), который обещает приехать на Московский кинофестиваль.
"ПО ЭТАПУ"
Фильм американского режиссера Тома Робертса, созданный на российской студии. Лента интересна тем, что в ней наряду с мировой знаменитостью Джоном Малковичем снялись "русская англичанка литовского происхождения" Ингеборга Дапкунайте и наш Евгений Миронов, который играет одну из главных ролей без единого слова текста...