ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ ПО КОНТРАКТУ

Треть своей жизни 27-летний харьковчанин Сергей Самойлов отдал армии. Срочником служил под Одессой, контрактником - в миротворческих миссиях за рубежом. С 2001 по 2004 год побывал в Сьерра-Леоне и Ираке.

РИСК ПО РАЗНОЙ ЦЕНЕ
Попасть в миротворцы казалось престижным. В то время как в родной стране военнослужащие еле сводили концы с концами, в контингенте за рубежом командир отделения (как Сергей Самойлов) получал 650 долларов. В жаркой Африке молодой человек вполне мог заработать на квартиру. Но, когда вернулся, жилье подскочило в цене так, что на миротворческую зарплату мог бы купить лишь домик в заброшенном селе. Американский рядовой солдат получал 1000 долларов за службу в зоне боевых действий и 1000 долларов зарплаты, которая сохранялась ему на родине. Плюс имел льготы на оплату ЖКХ и на поступление в университет. Правда, после массовых потерь в Ираке желающих рискнуть, по наблюдениям Сергея, стало меньше, и в последней американской бригаде были уже одни латиносы, на войну вербовали мексиканцев.
"Разбогатеть" на чужой войне могут разве что родственники погибшего миротворца. При отправке в Ирак командиры называли украинским контрактникам такие цифры: государственная компенсация за погибшего - 107 тысяч долларов, за инвалидность - 35-65 тысяч. Вот только надо ли такое "счастье" осиротевшим детям "товарища Юры", как называли украинского миротворца иракские детишки, которым он раздавал пряники?
- товарищ Юра привозил бригаде воду для бытовых нужд, - рассказывает Сергей. - подорвался на фугасе...
Сменив в иракском Эль-Куте морской корпус США, украинские военные находились в составе интернациональной дивизии - с американским, польским, болгарским, литовским, казахстанским контингентом. И если поначалу местное население более или менее ладило с миротворцами, то после американских бомбежек стало относиться к коалиционным силам враждебно.
- Страна, расколовшаяся после оккупации на два лагеря, переживала кризис, - вспоминает Самойлов. - Исламские фундаменталисты подняли восстание, раздавая стрелковое оружие всем желающим, включая детей. Первой жертвой среди украинских военнослужащих стал пулеметчик разведроты Руслан Андрощук, еще пятеро были ранены. Спустя несколько дней из самодельных реактивных установок ночью был обстрелян базовый лагерь 62-го отдельного механизированного батальона, а 28 апреля 2004 года боевики подстерегли и расстреляли наш мобильный патруль вблизи городка Аз-Зубадия. Погиб снайпер Константин Михалев, а наш гранатометчик был тяжело ранен.
РЮМКА ДРУЖБЫ И ЖАРКИЕ БУДНИ
Сергей Самойлов - связист аэромобильных войск (бывшие ВДВ). Бригада в Ирак формировалась из представителей центральных и западных регионов Украины. На сборах в Николаеве "притерлись", понимали друг друга с полуслова.
- Вообще "западно-восточная проблема" надуманная, - говорит харьковчанин, - и на войне это сразу чувствуешь. Вот поляки - другое дело. Все время смотрели на наших сверху вниз и, будто боясь не соответствовать ожиданиям "старшей сестры Америки", просили обращаться к ним только по-английски - стандарты НАТО, понимаете ли... Но то, что нельзя решить за столом переговоров, можно решить за столом дружеским: после пары-тройки рюмок наши бывшие "пшиячеле" ("друзья") не только русский вспомнили, но и песни на нем запели.
А чопорные англичане оставили гордыню, когда им наши ребята в "БТР" предложили прокатиться. Но вне конкуренции по части интереса к нашей технике были американцы. Возле "Урала" фотографировались, автомат Калашникова хвалили...
- Этот интерес у них со времен холодной войны остался, - продолжает миротворец, - как и наша броня, между прочим. Все, что еще есть на вооружении украинской армии, - производства СССР. Например, моя машина, передвижная радиостанция "БТР-60" - 1984 года выпуска. Так что, за советскую военную технику до сих пор не стыдно. Ничего нового Украина своей армии не добавила. За исключением капелланов - священнослужителей...
Будни миротворцев - это патрулирование, спортзал и телевизор. До того как расселиться в бараке по трое-четверо в комнате, с климат-контролем и личными шкафчиками, солдаты и сержанты жили по 16 человек в палатках с неработающим кондиционером. Все время обливались водой - в кувейтской пустыне жара 65 градусов. До бронетранспортера не дотронешься, раскаляется, как сковородка.
- Нам даже прорезиненные очки выдавали, - говорит Сергей, - чтобы металлическими дужками не обжечься. Правда, всего предусмотреть не могли. А главной ошибкой была наша форма - и жарко в ней, и рвалась через пару месяцев.
КАКИЕ ОНИ, МИРОТВОРЦЫ
"Право войны" - так называется учебное пособие для миротворцев, изданное в США. Сергей Самойлов бегло читает английский текст, подытоживая главную мысль:
- Книга - о невозможности насилия в стране пребывания и соблюдении норм гуманитарного права, с самого начала попранных американцами в Ираке.
Эти же установки - в памятке минобороны Украины. "Уважайте законы, обычаи, традиции и порядки местного населения; проявляйте уважение и внимательное отношение к жителям принимающей страны, вы прибыли сюда для оказания помощи; уважайте и соблюдайте права человека, оказывайте поддержку инвалидам, детям, пожилым и слабым людям, не поддавайтесь чувству мести или злобы при обращении с пленными...".
У Сергея - две памятки, сравнивать которые любопытно. Перед отправкой в Сьерра-Леоне на инструкции писали: "Для бойцов миротворческого контингента ООН", перед Ираком - "Для военнослужащих Украины, выполняющих боевые задачи за пределами государства". О миротворчестве - ни слова.
- Мы участвовали в подготовке иракской полиции, - рассказывает Сергей. - Однажды услышали от местного водителя, что при Саддаме в стране было куда больше порядка. Американцы принесли в Ирак хаос и гражданскую войну. Надо либо менять философию миротворческих миссий, либо называть вещи своими именами. Сегодня в мире нет защиты от державы-агрессора. Миротворческие войска в Ираке содействовали оккупационному режиму американцев и были ширмой для их захватнических планов на нефть. Отправляя нас в Ирак, руководство страны говорило, что этим мы прокладываем путь к нефтепромыслам и Украине - у нас будет свой сектор добычи. Получит Украина, обещалось народу, и контракты на строительство дорог, мостов, домов, но на деле вышло иначе. В итоге Украина нажила врагов в исламском мире. Для чего это нам было нужно?
17 украинских военнослужащих вернулись на родину в цинковых гробах, 60 человек покалечены. А тем временем обсуждается возможность "второго пришествия" украинцев в Афганистан.