ВЗЛЕТНАЯ ПОЛОСА

Обычно непросто подобрать общую тему для обзора нескольких фильмов. Но те картины, которые уже были показаны в конкурсе 30-го ММКФ, охотно предоставляют такую возможность: во всех четырех есть или подразумеваются секс, любовь и полеты.

Украинские "Райские птицы", снятые Романом Балаяном, можно назвать картиной без героя, несмотря на то что на это место претендует писатель Сергей Голобородько (Андрей Кузичев), создавший в начале 80-х годов роман "Станция "Кноль". Оценить степень гениальности романа у зрителя возможности не будет: на секунду на экране появится лист рукописи со словами "отчаянно", "ходила", "она", и останется только верить киевским диссидентам и парижским издателям, считающим, что писатель создал поистине выдающееся произведение. Но при этом Сергей становится жертвой - обстоятельств, тоталитарной системы, собственной душевной слабости. А главными персонажами фильма являются его знакомые Николай (Олег Янковский) и Катя (Оксана Акиньшина), умеющие летать и отчетливо знающие, чего они в этой жизни не хотят. Сергей научится летать благодаря Кате, поднимающейся в воздух во время оргазма, и Николаю, вырастившему в себе это умение после нескольких отсидок, но, в отличие от своих "неподдающихся" учителей, он попадет в жесткие жизненные рамки, замечется, и у него не получится ни сохранить талант, ни проявить волю и ярость, ни спасти любовь.
Чего нельзя сказать о "маленькой забавной шлюшке" - так сама себя, не кривя при этом душой, называет героиня фильма "Почти девственница", снятого венгром Петером Бачо.
Несмотря на все неприятности, которые приходится пережить этой девушке с отличным телом, части которого Бачо щедро демонстрирует зрителям, она не сдается, принимает и любит себя саму во всех ипостасях, будучи и проституткой, и менеджером по продажам, и почти влюбленной девушкой, отправляющейся в полет на фуникулере под красным зонтом, из ручки которого звучит мелодия Вивальди.
Но если для Бороки этот полет - счастливый и первый, то арабу Тереку, герою израильского фильма "Для моего отца", снятого Дрором Захави, надо готовиться к последнему полету: он должен взорвать себя на тель-авивском рынке. Однако кнопка, приводящая в действие взрывное устройство, не срабатывает, и Терек не пережидает, но переживает шаббат, во время которого нельзя починить сгоревшую аппаратуру. Он знакомится с обитателями городского квартала, ему становится близкой девушка, с которой он не может провести ночь, потому что тогда станет виден начиненный взрывчаткой пояс... Но любовь к отцу, ради которого Терек идет на смерть, перевешивает все прекрасные шансы, которые возникают в Тель-Авиве, а люди вокруг так легко произносят "послезавтра", "через две недели", "потом"...
Сюжет немецко-азербайджанского фильма "Абсурдистан", режиссер которого Файт Хелмер два года потратил на выбор натуры (а параллельно проводил кастинг), скорее относится к вечным идеям, будучи перепевом "Лисистраты" Аристофана. Героини Хелмера, обитательницы крохотной смешной деревни, отказывают своим мужьям в сексе, пока те не починят местный водопровод. Но эту сложную миссию в одиночестве выполняет особо заинтересованный в позитивном результате юноша и в конце концов летит вместе со своей избранницей к звездам, предварительно, правда, попытавшись отправить ее туда в одиночестве с помощью забавного технического приспособления. Работа Хелмера помимо своей поразительной бесхитростности может подкупить еще и тем, что немного напоминает фильмы безвременно покинувшего фестиваль Эмира Кустурицы.
Секс, любовь и полеты - темы для кино выигрышные, они всегда привлекают зрителей вне зависимости от качества картины хотя бы потому, что большинство людей мечтает о чем-то из этого списка.