Этот спектакль, поставленный учеником Петра Фоменко Иваном Поповски, не оставил театралов
Этот спектакль, поставленный учеником Петра Фоменко Иваном Поповски, не оставил театралов равнодушными. Хотя поэтическая драма, театр классицизма - не простой орешек. Сам Поповски знает в этом толк. Во всяком случае, когда он ставил в ГИТИСе в 1991 году пьесу Марины Цветаевой "Приключение", то на представление рвались все: от студентов до профессионалов и мэтров критического цеха. С тех пор за Поповски закрепился статус "талантливого молодого режиссера".
Николай Гумилев написал свою "Отравленную тунику" в 1918 году. Не слишком подходящее время для красивой истории о жизни византийской императорской семьи VI века нашей эры. Но у поэтов свои взгляды на искусство и его место в жизни. Понятия актуальности в данном случае Гумилева не слишком волновали. Главная его цель заключалась в том, чтобы выстроить драму по законам поэтического творчества, а потому каждому герою "Отравленной туники", будь то император Юстиниан, его венценосная супруга Феодора, юная дочь Зоя, нищий поэт Имр или величественный Трапезондский царь, - он дал возможность раскрыться сполна. Гумилевский стих произносится в спектакле Поповски внятно, выразительно подчеркнуто удаляясь от бытовых интонаций. На сцене царит звук, причем не только в голосах актеров. Он слышится и в шорохе морского песка, пересыпании камешков, плеске воды. Подобный подход к постановке драмы поэта оправдан еще и тем, что Поповски обратился к полузабытому на нашей сцене стилю классицизма, когда актерам полагалось не столько действовать и совершать поступки, сколько декламировать (в лучшем смысле).
Казалось бы, подобная статика могла навеять скуку, но, к счастью, отточенное мастерство молодых звезд Мастерской Петра Фоменко помогла преодолеть и этот порог. А уникальные по красоте костюмы сербской художницы Ангелины Атлагич восхитили зрителей стильным сочетанием льющегося шелка, грубой кожи и блеском драгоценных камней.
Солировала в спектакле одна из прим театра - Галина Тюнина. Коварная и влюбленная императрица Феодора предстает перед публикой в самых разных ипостасях - властной, страдающей, виноватой. Она играет голосом, интонацией, жестом. Какой-то звериной, природной пластикой завораживает и араб Имр (Кирилл Пирогов) с его гортанным голосом. Зоя (Мадлен Джабраилова) похожа на дорогую, изысканную куклу, а трапезондский царь (Рустем Юскаев) покорил зрителей теплотой и "жизненностью" интонаций. Иван Поповски сумел достигнуть в "Отравленной тунике" невозможного: декламация артистов завораживала зрителей не только музыкальностью, но и глубиной переживаний...
Труппа Петра Фоменко в очередной раз продемонстрировала свое редкостное мастерство и умение работать в разных, порой неожиданных жанрах и стилях.