"БОМБА" НА БОРТУ

Неделю назад в столичном аэропорту Внуково была объявлена тревога: "доброжелатель" позвонил по телефону и сообщил, что там ожидается взрыв. На ноги были подняты все, кто отвечает за безопасность пассажиров. Рассказывает заместитель прокурора Москвы Михаил НИКОНОВ:

- Первый телефонный звонок поступил на пульт дежурного ГУВД Москвы в 10.48. Некий гражданин сообщал о готовящемся взрыве воздушного судна в аэропорту "Внуково". С помощью специальной аппаратуры удалось установить номер звонившего абонента. Это был таксофон, расположенный в поселке Переделкино, на улице Погодина. Многим известно, что как раз там находится Дом творчества. Вскоре выяснилось, что звонил директор этого дома - К. Когда его доставили в ЛОВД в аэропорту "Внуково", он пояснил, что накануне в Дом творчества приехали югославские писатели-переводчики, с которыми он распивал спиртные напитки. И поскольку гости ему жаловались, что шум самолетов мешает разговаривать, он и позвонил по телефону. При задержании он назвал свое имя и место работы.
- Михаил Евгеньевич, а если впоследствии этот человек откажется от своих слов, будет отрицать, что звонил именно он? Не получится ли , что виноватого, как всегда, опять нет?
- Такое, конечно, бывает. Но что бы К. ни говорил, голос его - на пленке. Есть свидетели, которые слышали, как во время задержания он сам признался, что звонил. И при этом повторил буквально те слова, которые записаны на пленке. Стоит заметить, что если установлена личность звонившего , то подобная категория дел не очень сложная и для расследования это обычно не требует много времени.
- И все-таки: былой бум прошел? Подобные выходки теперь, скорее, можно считать единичными?
- Это далеко не так. Ежедневно в сводках по Москве фиксируются от одного до трех случаев. Заметьте, я говорю сейчас только о транспортных объектах. Чаще всего "подрывники" любят сообщать о якобы заложенных бомбах на железнодорожных вокзалах. Чемпионы в этом смысле - Курский, Ярославский и Казанский. На другой территории - своя статистика, там тоже немало аналогичных инцидентов.
- Несколько лет назад, как правило, задерживать никого не удавалось. Говорят, у спецслужб появилась необходимая аппаратура?
- Действительно, в последние годы нам эти поиски лучше удаются. Контингент "шутников" самый разнообразный. Иногда даже сами удивляемся: среди задержанных нами не только расшалившиеся подростки, но и адвокаты, и работники Аэрофлота, и представители творческой интеллигенции.
- И как все они потом объясняют свои поступки?
- Взрослые звонят обычно в нетрезвом состоянии. Кстати, этим нередко грешат не только мужчины. В нынешнем году, например, попались женщина-адвокат и четверо подружек - сотрудниц Аэрофлота. Уголовное дело в отношении сотрудниц Аэрофлота в июле направлено в суд. А вот подростки традиционно объясняют свои поступки обычно так: "Нам просто интересно понаблюдать за начавшейся суетой". Один такой малолетний шутник три раза сообщал о бомбе на Курском вокзале, и спецслужбы всегда реагировали по полной программе. А каждый выезд на место обходится в копеечку. И только на четвертый раз вычислили вредителя. Им оказался приезжий подросток, проведена судебно-психиатрическая экспертиза. Он признан невменяемым.
- Чем же заканчиваются все эти задержания?
- Если устанавливается звонивший и подтверждается его вина, уголовные дела передаются в суд. Правда, меры наказания за подобные преступления, как правило, не связаны с лишением свободы. Судьи учитывают, что все телефонные шутники обычно ранее не были судимы. При этом подобных преступлений с каждым годом становится все больше. Поначалу все "звонари", как правило, от авторства не отказываются, но потом, когда начинают осознавать, что натворили, быстро меняют показания. И тогда суть их сводится к формуле - "Это не я".
- Михаил Евгеньевич, Давайте теперь поговорим о безопасности на воздушном транспорте. Как бы вы оценили ее сегодняшний уровень?
- Прокурорские проверки позволяют сделать вывод, что недостатков в вопросах авиационной безопасности, брака в работе становится, увы, все больше. В актах прокурорского реагирования - представлениях можно найти немало фактов, свидетельствующих об этом. Ну, например, использование авиазапчастей с поддельными паспортами, год выпуска не соответствует в них указанному году. Или вот: на ремзавод поступили странные сигнализаторы пожара из одного ООО. Проверка показала, что по зарегистрированному адресу такой фирмы нет, телефоны не отвечают. "Генеральным директором", как выяснилось, является "конкретный" гражданин, у которого украли паспорт. И именно в этот период на его имя и было зарегистрировано данное ООО. Нынче же обстановка усложнилась - во всех аэропортах ремонтная база стала хуже. Выводы прокурорских проверок подтвердила своей недавней проверкой и Счетная палата.
-Были возбуждены за последние годы уголовные дела в отношении сотрудников московских аэропортов?
- В основном только по кражам. По нарушениям правил безопасности движения и эксплуатации транспорта сейчас расследуется только дело на железнодорожном транспорте о крушении в этом году поездов на Ярославском вокзале. Речь там идет о вине и машиниста тепловоза, и диспетчера. Дело готовится к передаче в суд.
- Кстати, о диспетчерах. К сожалению, недавняя авиакатастрофа Ту-154 в Германии всех заставила задуматься именно об их профессиональном уровне.
- О профессионализме авиадиспетчеров должны судить специалисты. Уголовных дел по такому поводу не было, хотя прокурорская проверка сейчас проводится. Но в Шереметьево зафиксированы происшествия с лицами, которые имеют отношение к диспетчерской службе. Первый случай: диспетчер находился на рабочем месте в состоянии наркотического опьянения. При обыске у него дома изъяли наркотические компоненты, которые он сам готовил и продавал. И совсем недавний случай: сотрудник диспетчерской службы был задержан с наркотиками, хотя и не на рабочем месте, но на территории аэропорта.