КОТЕЛЬНОЙ УПРАВЛЯЕТ "МЫШКА"

Вопросы жилищно-коммунального хозяйства каждый регион решает по-своему, и эти решения не бывают простыми. В Нижнем Новгороде реформирование ЖКХ начинается с создания здоровой рыночной среды.

Нижний, расположенный у впадения Оки в Волгу, изначально был разделен на две части, каждая из которых развивалась по собственному сценарию. Юго-запад - средоточие промышленных предприятий, вокруг которых разрослись "спальные" районы. Северо-восток города на правом берегу Оки стал историческим, культурным и деловым центром Нижнего. Именно в этом районе сегодня повышенный спрос на жилые и нежилые помещения, именно здесь обосновалась местная элита, сюда же желают переселиться и многие другие горожане.
Эта часть города самая перспективная в плане строительства и развития инфраструктуры. Как отмечают специалисты, создание новых жилых кварталов позволило бы наполнить городскую казну немалыми средствами от продажи дорогой и качественной недвижимости и получить в распоряжение городской администрации новый жилой фонд, который частично решил бы проблему многолетней очереди горожан на расселение и улучшение жилищных условий.
Однако строительство здесь замерло несколько лет назад. Причина банальна: району не хватает энергетических мощностей, в первую очередь - тепла и горячего водоснабжения.
Еще в середине 80-х годов проблему пытались решить, начав между Нижним и Кстовом строительство атомной теплостанции. Это начинание воодушевило жителей обоих городов. Тут, однако, случилась перестройка, деньги, выделенные на строительство, куда-то делись - и "атомное чудо" так и осталось недостроенным.
Но город продолжал все-таки развиваться. Поначалу потребности района в тепле и горячей воде покрывались Нагорной теплоцентралью. НТЦ действовала как "пиковая" (обладала максимальной для данного уровня потребления мощностью). Но когда объемы потребления увеличились, "пиковая" теплоцентраль превратилась в базовую, а затем и дефицитную. Нехватка тепловой энергии в районе сказалась немедленно - жилищное строительство приостановилось.
Городским властям необходимо было принять срочные меры. Но что было делать? Достраивать атомную котельную? Вряд ли нижегородцев устроила бы близость потенциально опасного объекта к центру города. Строить новую? Но на это нужны средства, а они отсутствуют.
Была среди нижегородского недостроя еще одна котельная - Высоковская. Но чтобы ввести ее в эксплуатацию, требовалось инвестировать в строительство и оснащение ни много ни мало - 115 миллионов рублей. Этих денег взять было неоткуда.
При этом продолжали требовать пусть небольших, но постоянных средств действующие объекты теплоснабжения - старая котельная, теплосети. Энергопроизводящие мощности, находившиеся в собственности муниципалитета, были ему не по карману, а объемы их производства с каждым днем покрывали все меньшую долю реальных потребностей города.
Но кто сказал, что жизненно важные объекты непременно нужно строить и содержать на средства городского бюджета?..
И вот в начале 2001 года появилось ЗАО "Теплоэнергетическая компания "Нижний Новгород". Администрация города вошла в число учредителей ТЭК, получив 48 процентов акций. В качестве своего взноса в уставный капитал мэрия внесла действующую котельную, тепловые сети и "незавершенку" в виде недостроенной в 1993 году Высоковской водогрейной котельной (ВВК).
Группа негосударственных компаний, также вошедшая в число учредителей ТЭК и получившая 52 процента акций, свой вклад вносила живыми деньгами: теми самыми недостающими для ввода ВВК в эксплуатацию миллионами. Часть средств была собственной, часть - заемной, поучаствовал в деле даже иностранный капитал - немецкий.
Вот как комментирует ситуацию руководитель проекта Борис Кибирев:
- Высоковская котельная - одна из современных в России. В процессе ее создания использовались передовые инженерные решения. Автоматизировано буквально все: управление технологическим процессом, контроль за сжигаемым топливом и уходящими в атмосферу выбросами. Практически вся эта внушительная, напичканная современной техникой махина управляется одной "мышкой" с компьютера. "Безлюдное" производство и экономный расход топлива делают выработку тепловой энергии более дешевой, чем это было до сих пор. Себестоимость производства тепла на ВВК будет самой низкой в регионе.
Привлекает в новом проекте не только дешевизна тепловой энергии. Новая котельная соответствует и современным требованиям экологической безопасности: по уровню производимых шумов, по содержанию вредных веществ, уходящих в атмосферу.
На сегодня первая очередь ВВК на 98 процентов готова к запуску. Ее плановая мощность - 90 Гкал. Этого количества тепла хватит для того, чтобы обогреть и обеспечить горячей водой 1 миллион 200 тысяч квадратных метров жилья (24 тысячи квартир).
Первую очередь планируется сдать в эксплуатацию в сентябре, когда начнется отопительный сезон. И следом же начнется дополнительный выпуск акций компании с целью увеличения уставного капитала и инвестирования средств в строительство второй очереди.
Мощность Высоковской котельной достигнет 165 ГКал (а это еще 13 тысяч квартир, обеспеченных теплом и горячей водой). Кроме того, с запуском новых котельных агрегатов вдвое снизится себестоимость производства тепла.
По оценкам нижегородских энергетиков, введение в строй второй очереди ВВК снимет проблемы теплофикации района на ближайшие десять лет. Ожидается приток новых финансов: в жилищное и дорожное строительство, в развитие социальной инфраструктуры, в торговлю и транспорт. Высоковская котельная становится той самой "точкой роста", которая положит начало новому этапу развития района.
Решение проблем теплофикации в Нижнем - удачный пример инвестиций в такие, казалось бы, непопулярные области, как жилищно-коммунальное хозяйство и малая энергетика.
Необходимость перемен в этой сфере - налицо. И региональные, и федеральные власти озабочены переводом ЖКХ на новые, рыночные рельсы. Однако примеров удачного решения проблем в сфере жилищно-коммунального хозяйства по-прежнему немного.
- Коммунальная реформа, о которой так много говорится, - это не только перевод ЖКХ на самоокупаемость за счет граждан, - убежден Борис Кибирев. - В первую очередь это создание в системе ЖКХ здоровых рыночных отношений, конкурентных условий, которые позволили бы найти баланс между потребностями коммунальщиков и возможностями населения. И задача местных властей в этой ситуации - не выжимать из наших граждан, и так небогатых, последние соки. Задача властей - привлечь в жилищно-коммунальное хозяйство частный капитал. Опыт Нижнего показал, что инвестирование в ЖКХ, в частности в тепловодоснабжение, может оказаться привлекательным. Конечно, при условии, если есть полная финансовая прозрачность проекта и гарантии возвратности инвестированных средств. Администрация Нижнего Новгорода такие гарантии предоставила - этим, собственно, и был обусловлен успех нашего проекта.