ЗА РАСТРАТУ ЧИНОВНИК ОТВЕТИТ

В 2000-2001 годах администрация Волжского района выделила в качестве финансовой помощи районному суду 155 тысяч рублей. На ремонт здания - отдельная сумма. Районной прокуратуре приобретен автомобильчик за 168 тысяч рублей. Милиция тоже не обижена. На машины отпущено 267 тысяч, а, кроме того, более миллиона рублей на ремонт здания РОВД - "после умышленного поджога".

И все-таки минувшие два года для района не очень показательны. Ни одного миллиончика не выделено в кредит без отдачи предприятиям, в учредителях которых - родственники и друзья главы администрации района Вячеслава Брызгалова и его сподвижников. А ведь раньше выделялись. И даже уголовное дело возбуждалось по этому поводу, главным героем которого был все тот же Вячеслав Михайлович. Его замы за счет районного бюджета постигали основы юриспруденции. Целая летопись разбазаривания бюджетных денег увековечена местной прессой.
Теперь Брызгалов - не просто глава администрации, а еще и председатель комитета Губернской думы. Фигура в некотором роде неприкасаемая. Прокурор района Давид Литинский недавно возбудил уголовное дело против редактора одной из местных газет за критическую публикацию. Милиция Волжского района "дело" расследовала энергично, и теперь приговор вынесет суд все того же Волжского района. Больше желающих критиковать главу этого муниципального образования не находится.
А район между тем задолжал энергетикам в первой половине года почти шесть миллионов рублей. Платить нечем. "Помогите, замерзаем!", - били во все колокола минувшей зимой жители поселка Петра Дубрава. "Когда же будет вода?", - спрашивают жители села Лопатино, где трубы сгнили, и вышла из строя водонапорная башня.
Немалые дыры в бюджете другого - Приволжского района, хотя там нецелевое использование бюджетных средств производится с меньшим размахом. Все чаще среди муниципальных образований, стоящих на грани банкротства, называют и город Самару, которая никак не выпутается из долгов. В декабре прошлого года губернатор области Константин Титов издал распоряжение о проведении проверки исполнения бюджетов в этих органах местного самоуправления. Проверили, вскрыли множество нарушений. Теперь специальная комиссия областной администрации контролирует расходование средств. А что дальше?
Самарская область по основным экономическим показателям в прошлом году вышла на третье место в России. Но некоторые органы муниципальной власти тянут регион назад. И губернатор уже не раз говорил о том, что процедуру банкротства пора применять и к местным чиновникам, не умеющим вести городское или районное хозяйство. Звучит непривычно, у нас в стране нет механизма банкротства муниципальных образований. Можно объявить несостоятельным отдельный завод, но районную или городскую власть, которая неумело руководит десятками муниципальных предприятий, нельзя. Как и руководителей регионов, которые тоже порой доводят свое "хозяйство" до ручки.
Именно поэтому на совещании с главами регионов Приволжского федерального округа президент Владимир Путин сказал о том, что нужен механизм по управлению кризисными ситуациями. Речь, в первую очередь, шла о руководителях регионов, которые не справляются со своими обязанностями. Но показатели любой области складываются из итогов работы муниципальных образований. Значит, нужен механизм отстранения от власти и "князьков" муниципального масштаба.
В начале июля полномочный представитель президента России в Приволжском федеральном округе Сергей Кириенко заявил, что подготовлен проект документов о порядке введения внешнего управления территорией-банкротом. Вместе с Титовым он подписал соответствующее обращение в правительство. Совет Министров инициативу поддержал.
Не дожидаясь, пока проекты документов обретут официальный статус, в Самаре уже начали использовать для "воспитания" районных и городских начальников имеющиеся рычаги. Главный из них - банкротство муниципальных унитарных предприятий (МУП). Их долг только в федеральный бюджет составляет более 270 миллионов рублей. Примерно такой же - в бюджеты местного уровня. Возникают долги обычно по вине муниципальной власти. Налоговики уже начали подготовку к банкротству первых двадцати МУП, за которыми стоит муниципальная власть. Самарская область, по словам Сергея Кириенко, станет полигоном для отработки процедуры внешнего управления для муниципальных образований.
Ну а как же демократия и воля народа, избравшего районных и городских начальников на пять или иное количество лет? Эти вопросы не раз звучали в местной прессе, хотя каждому понятно, что народ не давал права оставлять людей без тепла и воды, а при этом одаривать машинами и финансовой помощью правоохранительные и прочие органы, близкие к власти. К тому же у нас в стране практически не действует механизм отзыва избранных народом должностных лиц. А добровольно с должностей из-за собственной несостоятельности они не уходят. Кресла освобождают только при совершении уголовно-наказуемых преступлений. Если милиция соберет доказательства. Если прокуратура согласиться с выводами следствия. Если суд вынесет приговор. Сколько же этих "если".