МАША И МАМОХИ

Мамохи - это удивительные человечки, с тугой косичкой, заплетенной на макушке. Они очень озорные, с чувством юмора, большие выдумщики и фантазеры. Точно такие, как и сама Маша Савельева, которая их выдумала. Каждый человечек у нее разный. Со своим характером, привычками, смешными проделками. Они не просто нарисованы на листе бумаги: живут, движутся, играют, смеются. Когда начинаешь рассматривать рисунок с мамохами, хочется разглядеть каждого в отдельности, понять, чем же он там занят...

Рукописных книжек про мамохов Маша написала уже несколько. Сама и иллюстрировала. А недавно с папой Александром Савельевым они выпустили уже настоящую книжку "Мамохи и их друзья в путешествии" в одном экземпляре.
- А что ты сначала делаешь: пишешь сказку или рисуешь ее? - спрашиваю симпатичную юную художницу.
- Сначала пишу, а потом рисую.
- Ты придумываешь книжки только о мамохах?
- Когда я езжу на дачу, всегда хожу к козе, которую зовут Майя. Там живет и козел Яша. Вот про них и мою лучшую подружку я и написала историю и нарисовала козу. Эту сказку рассказывает сама Майя.
О талантливой юной художнице Маше Савельевой в Петрозаводске говорят уже несколько лет. Отмечают удивительный полет ее фантазии, самобытность, легкость, с какой она делает свои работы. Несколько минут - и готов оригинальный рисунок, смешной сюжет.
- Маша, как у тебя все легко получается. Ты заранее придумываешь идею?
- Кое-что заранее придумываю, а когда не знаю, что рисовать, просто линию веду... И все само получается.
- А чем ты больше любишь рисовать?
- Карандашами и фломастерами. Очень удобно гелевой ручкой мелкие детали рисовать. И гуашь люблю.
Мама и папа юной художницы - молодые архитекторы, десять лет назад окончили питерский строительный институт. Специально обучением Маши не занимались. Как говорят родители, некогда было. Чтобы как-то заработать, сами писали картины на продажу. А Маша - всегда рядом, смотрела, соображала.
В изостудии и кружки Маша никогда не ходила. Может, в этом тоже исток ее неповторимости? Девочку не втискивали ни в какие педагогические рамки, не ломали природную самобытность. Как считает папа, преимущество их дочери в том, что она рисует только то, что хочет. И когда для задуманного ей необходимы дополнительные знания, спрашивает совета у родителей. Допустим, как смешать краски или показать свет, как применить несколько разных техник в одной работе. И как только девочка запоминает основные правила живописи, сразу применяет их на практике.
Маша учится в четвертом классе обычной петрозаводской средней школы, с удовольствием изучает английский язык. Кроме рисования, любит уроки русского и естествознания. Как говорит мама, им повезло с учительницей начальных классов. Очень творческий человек, она и сама так воспитывает ребят.
- Если забыть на минуту, что Маша - ваша дочь, что бы вы сказали о ее творчестве как профессионал? - спрашиваю Александра Савельева.
- Уровень для ее возраста очень высокий. Интересны и тема, и линия, и цвет...
Александра поддерживает известный петрозаводский художник Дмитрий Москин. Он считает, что иначе как феноменом нашего времени творчество Маши не назовешь.
- Ее отличает умение увидеть, придумать, переосмыслить, подать в своем стиле. Кажется, что рука девочки сама собой ведет кистью, карандашом, ручкой по бумаге, создавая эти изящные, многофигурные композиции, полные динамики, внутренней логики. Это не "отражение" действительности - это много сложнее: отражение мнимой действительности, фантазий, рождаемых маленькой художницей. Это чувственный, пристальный, детальный взгляд на мир - "литературный" взгляд, ибо каждая ее картина - занимательный рассказ, который можно прочитать, - отмечает Дмитрий Москин.
...Мы сидим в небольшой однокомнатной квартире Савельевых, где всюду Машины рисунки. На ее рабочем столе множество карандашей в большой коробке, фломастеры, пухлые папки с набросками, картинами, книжками.
- Какую последнюю картину ты нарисовала?
- "Сыщики". Мы с мамой читали приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Вот я их и нарисовала.
- А кем бы хотела стать? - спрашиваю Машу.
- Художником-мультипликатором. Мечтаю создать фильм о мамохах.
Александр и Елена Савельевы пока не загадывают так далеко. Собираются профессионально девочку учить. У них много знакомых художников-педагогов, и они уверены, что смогут определиться с обучением Маши, найти схему, которая бы устраивала и родителей, и преподавателя. И главное, чтоб Маше было полезно. Чтоб она, взрослея, не растеряла своего удивительного дара.