ПОЧЕМУ ГОНКОНГ ЗАНЕМОГ

Спустя шесть лет после возвращения в лоно родины Гонконг, официально именуемый ныне как специальный административный район Сянган (САРС), стал доставлять все больше хлопот для Пекина.

Мало того, что за минувшие годы на эту территорию обрушивались одна беда за другой - от азиатского финансового кризиса 1997 года и спекулятивных атак на гонконгский доллар до эпидемий сначала "куриного гриппа", а недавно - атипичной пневмонии. Настоящим шоком как для местных, так и для центральных властей стала демонстрация политического характера, прошедшая в центре Гонконга в день шестой годовщины воссоединения с Китаем (1 июля) и собравшая полмиллиона человек (для территории с 6,8 миллионами жителей - цифра внушительная).
Ее участники протестовали против намерения сянганской администрации провести через местное законодательное собрание закон о безопасности, предусматривающий суровые наказания за подрывную деятельность и посягающий, по мнению демонстрантов, на демократические права и свободы граждан Гонконга. Самым популярным лозунгом этой многолюдной акции стало требование к главе администрации САРС Дун Цзяньхуа уйти в отставку.
Утверждают, что после просмотра телерепортажей с демонстрации, на которую вместо заявленных 30 тысяч человек пришли полмиллиона, гонконгский губернатор провел бессонную ночь, а в ходе состоявшегося на следующий день экстренного заседания кабинета было решено отложить обсуждение спорного законопроекта. Политический кризис, столь нетипичный для "зацикленного" на бизнесе Сянгана, уже привел к уходу в отставку двух ключевых фигур администрации - секретаря по вопросам безопасности Регины Ип и секретаря по финансовым вопросам Энтони Леанга. Стоит ли говорить о том, что политические потрясения уж никак не идут на пользу экономическому развитию.
По оценкам наблюдателей, истоки недовольства граждан Гонконга своим правительством кроются отнюдь не в категорическом неприятии закона о безопасности, гораздо более либерального в сравнении с "драконовскими порядками" эпохи британского колониального господства. Ни в чем не виновата и концепция "одна страна - две системы", допускающая самую широкую автономию вне сфер обороны и внешней политики. Корни, указывают многие авторитетные эксперты, следует искать в кризисе управления, наиболее ярко проявившемся в период эпидемии атипичного вируса, свирепствовавшего в Сянгане этой весной. К тому же обратной стороной экономического преуспевания территории с ультралиберальным хозяйственно-инвестиционным климатом стала слаборазвитая система социального обеспечения и провальная политика в сфере занятости - индекс безработицы возрос до беспрецедентно высокого уровня - 8,3 процента. Таким образом, пресловутый закон стал скорее поводом, нежели причиной массового протеста сянганцев против политики администрации.
Развитие ситуации в Гонконге, призванном, по замыслу Пекина, стать образцом воссоединения Китая по формуле "одна страна - две системы", не на шутку обеспокоило обитателей Чжуннаньхая (резиденция высшего партийно-государственного руководства КНР). О том, как скорее и с наименьшими потерями выйти из постигшей Гонконг полосы политических и экономических неурядиц, обсуждалось в китайской столице, куда Дун Цзяньхуа наведался (а по сути - был "вызван на ковер"). По сообщениям агентства Синьхуа, председатель КНР Ху Цзиньтао, премьер Госсовета (правительства) КНР Вэнь Цзябао и другие китайские руководители выразили твердую поддержку главе сянганской администрации и призвали его приложить все силы для поддержания стабильности в гонконгском обществе как главного условия решения всех проблем, включая экономическое развитие. Что касается закона о безопасности, то, как убеждены в Пекине, его принятие отвечает интересам самого же Сянгана - с той лишь оговоркой, что этому должно предшествовать достижение прочного консенсуса в обществе на основе широких консультаций.