ПАРОВОЗ ПОРА ПОДТОЛКНУТЬ

Вчера правительство снова рассмотрело вопрос о государственной поддержке экспорта. Его объем превышает 137 миллиардов долларов, но львиная доля по-прежнему приходится на сырье. Большинство отраслей экономики пока не в состоянии предложить что-либо стоящее мировому рынку.

Развитые страны наращивают экспорт машин и оборудования. У нас их доля составляет менее 9 процентов, тогда как в США и Германии - 50, а в Японии - свыше 70 процентов. Мы за последние пять лет нарастили свою долю в мировом экспорте на 0,8 процента - это 41 млрд. долларов. Но более чем на три четверти - за счет сырья и металла. По этому поводу глава Минэкономразвития Герман Греф посетовал: 22 июля прошлого года кабинет министров тоже рассматривал основные направления поддержки экспорта, но мало что сдвинулось - по-прежнему доминируют топливно-сырьевые товары.
Теперь Минэкономразвития предлагает довести сумму господдержки экспорта промышленной продукции в 2005 году до 850 миллионов долларов. В первую очередь сюда входит предоставление государственных гарантий экспортерам и кредитующим их банкам - 600 миллионов долларов. Кроме того, предлагается выделить из бюджета 150 миллионов долларов на выравнивание процентных ставок, под которые выдают кредиты российские и международные финансовые организации. А министр финансов Алексей Кудрин считает, что надо также включить в программу господдержки экспорта промышленной продукции 690 миллионов долларов, выданных в качестве связанных кредитов иностранным государствам на выполнение работ российскими предприятиями за рубежом и закупку нашей продукции. Речь о строительстве нашими компаниями в ряде стран тех же энергетических объектов.
Конечно, эти меры поддержки экспорта значительно уступают тем, что практикуются в развитых странах, но, как сказал Герман Греф, "главное - запустить и отладить механизм". И тогда в бюджете уже 2006 года можно будет планировать на это дело значительно большие средства.
Самый эффективный способ поддержки экспорта - снижение пошлин. Между тем Г. Греф напомнил, что сейчас все еще облагаются пошлинами свыше 530 видов наших промышленных товаров. А параллельно на границе берут деньги за ввоз комплектующих и оборудования, которые у нас не производятся.
Внимательно выслушавший доклад премьер Михаил Фрадков казался озадаченным и попенял докладчику: мол, ничего нового мы не открыли, повторяем одно и тоже, а результата нет. Премьер не раз пытался выяснить: кто виноват? По версии главы Минэкономики, конкретных виновников нет: причина кроется в "российской ментальности" - не привыкли мы тратить на экспорт бюджетные средства.
- Что будем делать? - настаивал М.Фрадков. - Если не можем сдвинуть паровоз, то хоть плечом его можно подтолкнуть? Назовите конкретные цифры - на сколько мы сможем увеличить экспорт.
Но называть конкретные цифры не решились ни глава Минэкономики, ни глава Минфина. А в Торгово-промышленной палате нам сказали, что между финансовой помощью и объемами экспорта существует прямая связь. Промышленники уверены, что правительству не следует жадничать: оно в состоянии обеспечить экспортерам многомиллиардные бюджетные кредиты. Тех сумм, которые пока запланированы в бюджете на будущий год, хватит на поддержку только крупных экспортеров. Денег нужно минимум втрое больше - не 700 - 800 миллионов долларов, а порядка 2 миллиардов.
Кстати, как справедливо заметил вице-премьер Александр Жуков, следует привлечь внимание к "отдельным экспортным направлениям". Например, к самолетам: "Сейчас есть две зарубежные компании - "Боинг" и "Эрбас", с которыми можно конкурировать при реальной поддержке государства". Конкретным рынком сбыта Жуков назвал, в частности, Кубу. Как раз накануне тамошняя компания заявила о готовности купить два наших Ил-96.
Но к нашим военным и гражданским самолетам, ядерным реакторам, вооружению можно добавить и еще некоторую продукцию, которая хоть и с трудом, но на мировой рынок пробивается. Например, российские суда: круизные, паромные, спасательные, а также радиолокационную аппаратуру, вагоны...