07 декабря 2016г.
МОСКВА 
-11...-13°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.91   € 68.50
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

НЕ ДАТЬ УЧИТЕЛЮ ОПУСТИТЬСЯ НА ДНО

Головачев Виталий
Опубликовано 01:01 23 Июля 2004г.
- Это будет нокаутирующий удар по сельскому учительству в России, - с болью говорит директор единственной на всю округу средней школы в деревне Неверово Нерехтского района Костромской области Александр Дмитриевич КРЫЛОВ. Так педагог с 33-летним стажем, заслуженный учитель России оценивает намерение федерального правительства отменить Закон "О социальном развитии села", которым с 1991 года введена 25-процентная надбавка к зарплате учителей, врачей и других специалистов, работающих в деревне. Деньги на надбавки выделяет федеральный бюджет. Но с 2005-го финансирование должно быть передано на региональный уровень, а упомянутое законоположение предлагается "признать утратившим силу". Таков смысл одной из почти 200 поправок, содержащихся в законопроекте N 58338-4, внесенном в Государственную Думу в конце мая. Этот документ вызвал горячие споры прежде всего в связи с заменой льгот денежными компенсациями, но в нем, как в данном случае, есть и другие "подводные камни".

- Реформаторы в богатой Москве не знают и, похоже, не хотят знать, как живет село, - продолжает школьный директор. - А ситуация очень тяжелая и с каждым годом ухудшается. В наших, например, деревнях процветает пьянство, ставшее масштабным бедствием. Кто потолковее, уехал в город. Я вижу упадок, деградацию, умирание многих деревень. Тяжелые времена переживает и наша неверовская школа. Половина учителей получает менее 2,5 тысячи рублей в месяц (с надбавками). Помогает выживать личное хозяйство. Некоторые учителя держат 2-3 коровы, а молоко, мясо продают... Нетрудно представить, сколько это требует времени, сил. В школу такие педагоги приходят, если можно так сказать, "отдохнуть". В учительской только и разговоров - у кого какая рассада, что взошло, что не выросло, отелилась ли корова... Но и при наличии хозяйства денег частенько не хватает на покупку хорошей одежды, обуви. Чинят, латают. Если, к примеру, выйдет из строя телевизор, деньги на покупку нового быстро соберет не каждая семья. Большинство учителей не выписывает газет, журналов, забыли, когда ездили в Кострому в театр - слишком дорого по нашим меркам. Книг и то почти не читают, что для учителя недопустимо. О личном компьютере и не мечтают. Тяжело видеть все это. А если в нынешних условиях еще и 25-процентной надбавки к зарплате не будет, тогда просто не знаю, кто останется в школе...
- Александр Дмитриевич, а у вас хозяйство, коровы есть?
- Нет. Я и жена (она тоже работает в школе) имеем большой трудовой стаж, так что с надбавками зарплата повыше. Сын взрослый, живет отдельно, а дочка - с нами. Скажу откровенно: все равно приходится считать копейку. Обновление гардероба, например, - тяжелая задача. Выходной костюм купил 9 лет назад. Уже много лет мечтаю отдохнуть в профилактории - не на юге, а где-нибудь в нашей же области, но льготную путевку не дают, а накопить невозможно. Самым тяжелым временем был период, когда сын учился. На еде приходилось экономить. Без помощи родственников не выдюжили бы... Подобные материальные трудности отпугивают учителей (особенно молодых) от сельской школы. Когда мы отправимся на пенсию, кто придет на смену?
Усиливающийся кадровый голод тревожит и заместителя начальника управления образования администрации Ивановской области Валерия НОЧЕВНОГО. "За год, - говорит он, - уволились из школ и перешли в другие организации, где зарплата выше, 347 учителей, еще 150 отправились на заслуженный отдых. Общая годовая потребность составила 670 педагогов. Но принято на работу было только 137 учителей в городе и на селе. Пока удается выходить из положения за счет того, что преподаватели в школах берут повышенную нагрузку, трудятся на износ. Но этот резерв не безграничен. Средняя зарплата сельских учителей в Ивановской области - 2800 рублей с учетом 25-процентной надбавки. Прожиточный минимум трудоспособного - 2485. Без надбавок, финансируемых федеральной казной, зарплата учителя была бы значительно ниже черты выживания. Что будет дальше? Выделять на эти цели 18 миллионов рублей для 2800 сельских учителей из нашего скудного областного бюджета, конечно же, нереально. Говорят, Москва учтет эти суммы в трансферте, направляемом в область. Тогда зачем огород городить? Не лучше ли сохранить федеральные гарантии? Рынок не велит? Но многие сельские учителя опасаются, что в итоге пострадают, и весьма ощутимо... Потом, как водится, начнем экстренно исправлять положение, да как бы поздно не было".
В сельской местности трудится более 630 тысяч учителей - почти половина (43 процента) от всех преподавателей в общеобразовательных школах России. Важность их миссии трудно переоценить: не только передают знания сельской молодежи, не избалованной возможностями городской цивилизации, но и активно участвуют в адаптации деревни к новым реалиям. Об этом мы беседуем с заместителем директора Института социально-педагогических проблем сельской школы Российской академии образования Мариной ГУРЬЯНОВОЙ.
- Учитель - это, по традиции, "соль" российского общества, совесть нации, - говорит Марина Петровна. - На селе его авторитет был особенно высок. Ибо сельский учитель не ограничивал свою деятельность рамками школы, был активным участником социально-экономического переустройства деревни. Но сегодня ситуация, к сожалению, изменилась. Зарплата, которая и раньше-то отставала в сфере образования от других отраслей, сейчас у многих педагогов, особенно молодых, не дотягивает даже до прожиточного минимума. Социальный статус учителя, который беден, беззащитен, не уверен в завтрашнем дне, неуклонно падает. Даже талант не спасает: дети не прощают слабости, а быть сильным в условиях бедности, а то и даже нищеты - невозможно.
- Почему же учительство оказалось в таком бедственном положении?
- Преподаватели муниципальных школ, расположенных в сельской местности, как и их коллеги в большинстве малых городов, оказались заложниками непродуманных решений власти в 1992-м. Речь о муниципальном статусе общеобразовательных школ. Теоретические идеи, заимствованные на Западе, привлекательная сила которых создавала иллюзию демократических реформ, на практике привели к углублению кризисных явлений в сфере образования на селе. Местные власти большинства дотационных регионов оказались не в состоянии не только содержать на должном уровне общеобразовательную школу, но даже регулярно выплачивать зарплату учителям.
Есть, конечно, и счастливые исключения. Губернатор Московской области Борис Громов уделяет особое внимание школам. Средняя зарплата учителей в Подмосковье превышает 6 600 рублей. Это в 1,5 - 2,5 раза выше, чем во многих других регионах. 10 тысяч рублей получает выпускник вуза при поступлении на работу. А еще присуждается ежегодная премия, введенная по инициативе Громова, - она составляет 40 тысяч, и такой стимул ежегодно получают 100 работников системы образования Подмосковья.
Однако подобных позитивных фактов в стране мало, общая картина удручающая. Сегодня большая часть выпускников вузов не идет работать в школу, особенно в сельскую, где ощущается острый недостаток квалифицированных кадров. Например, в 2002-м Астраханский педуниверситет выдал дипломы более чем 400 выпускникам. Но в школы области пришли работать только около двух десятков из них! Остальные постарались трудоустроиться в более денежные организации.
- Как же заполняются вакансии в сельских школах? Ведь только увеличением нагрузки учителей вопрос не решить...
- Конечно. Поэтому в ряде регионов пытаются восполнить кадровый дефицит за счет широкого привлечения учителей-пенсионеров, а то и тех, кто вообще не имеет педагогической квалификации, в том числе и окончивших только среднюю школу. Естественно, значительная часть работающих педагогов не соответствует нынешним высоким требованиям.
Вопрос о зарплате никогда не являлся для учителя основным (это подтверждают исследования, проведенные в нашей стране и за рубежом), но нельзя же эксплуатировать энтузиазм, до такой степени унижать бедностью тех, кто дает путевку в жизнь каждому новому поколению.
- Можно ли считать, что ситуация становится необратимой?
- Пока еще исправить положение можно, несмотря на огромный ущерб, нанесенный сельской школе. Все-таки во многих регионах влияние учителей на ребят и семьи учащихся остается большим. В деревне "ученый человек" всегда пользовался авторитетом и уважением. К тому же сегодня, кроме учителя, жизнью сельской семьи мало кто интересуется. Педагог в деревне по-прежнему, как правило, является представителем профессии, позволяющей надеяться на духовное оздоровление. Но чтобы надежда стала реальностью, государство, власти, общество должны повернуться наконец лицом к сельской школе. Пока, к сожалению, этого не видно. Наоборот, предусмотренная в законопроекте N 58338-4 отмена федеральных надбавок к зарплате учителей, передача выплат на региональный уровень могут вовсе опустить представителей благороднейшей профессии на дно. Чиновники пытаются успокоить: мол, федеральная казна выделит дотационным территориям необходимые средства. Но в беднейших регионах всегда столько прорех, что деньги до учителей вполне могут и не доходить. Правительству, депутатам стоило бы десять раз подумать, прежде чем отменять федеральные надбавки...


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников