Воробьевская набережная прибрела цивилизованный вид, но пока ведет в тупик

Воробьевская набережная – традиционное место отдыха москвичей, но только с этого года столичные архитекторы попытались придать ей единый облик и стиль

Украсили ли новые конструкции и без того живописный объект? Вписалась ли их многоцветность в зеленый фон лесопарка? Стали ли пешие, велосипедные и прочие прогулки по нему удобнее? Корреспондент «Труда» увидел все своими глазами.

Проект под выразительным названием «Зеленая петля» разработан архитекторами из бюро с тоже громким именем Wowhaus (явная отсылка к легендарному Баухаусу 1920-х с его идеей сочетания красоты и простоты). Он охватывает несколько километров набережной Москвы-реки. Воробьевская набережная  – самая, наверное, живописная ее часть в пределах столицы: там река образует длинную излучину у подножья Воробьевых гор. На набережной силами Wowhaus появилось пять  новых объектов: западный вход (портал со стороны устья Сетуни, куда можно подъехать на транспорте), пристань «Воробьевы горы», бетонная набережная (что у метромоста), Ленинский пляж (тот самый, что хорошо виден со станции метро «Воробьевы горы») и пристань «Андреевский монастырь». Здесь давно нет движения транспорта (только поливалки и прочая техника местных служб), можно гулять, ездить на велосипеде, роликах, скейтбордах... Или расслабляться на лавочках, просто на травке (купаться запрещено).

Фото предоставлены организаторами проекта «Зеленая петля»

Но если у вас нет своего велосипеда, до недавнего времени вам на Воробьевской ничего не светило – или почти ничего: несколько потасканных великов под тентом и ревнивым приглядом смуглого джигита, который еще не всякий день выставлял свои машины для публичного пользования. А чтобы выпить бутылку газировки и проглотить пирожок, надо было шагать несколько километров. О туалетах из опыта прошлых лет воспоминаний не сохранилось, только о придорожных кустах...

Сегодня благодаря новому проекту весь цикл человеческой жизнедеятельности на набережной приближен к цивилизованному. Пять вышеназванных «центров» делят трассу на примерно равные отрезки в пределах разумной доступности для граждан с нормальной способностью к пешему перемещению. Правда, не во всех из них набор благ одинаков. Наибольший – на Ленинском пляже. А, например, на пристани «Воробьевы горы», где журналистам назначили место сбора, есть только касса для продажи билетов на теплоходы и так называемая пергола – навес, под которым можно на свежем воздухе и с комфортом подождать рейса. Почему нет других удобств? Архитектор Евгения Сидорова говорит – хотели сделать кафе-террасу, но не успели: городские власти только в феврале сообщили о своем намерении обустроить набережную.

Фото предоставлены организаторами проекта «Зеленая петля»

Зато эта самая пергола, особенно желтые декоративные «паруса» над ней, очень оживляет вид, а вечером, будучи подсвеченной, хорошо смотрится с реки. Буквально через неделю засветятся лайтбоксами и декоративные лестницы Ленинского пляжа – об этом сообщил коллега Жени Владимир Гусев.

Цвет архитекторы считают одним из главных элементов своего проекта. Как объяснила третий участник разработки Анастасия Рычкова, окраска обозначает функцию постройки: все павильоны с газировкой – оранжевые, пункты проката – темно-красные, мини-кафе – желтые, туалеты – белые, будки охраны – ало-серые. Это разнообразит пейзаж, в то же время не оскорбляя благородную зелень леса – все же этих объектов не так много. (А в будках охраны, замечу, и охранников что-то не довелось увидеть – может, они выходят на работу попозже, когда стемнеет?)

Вообще вторжение в сложившуюся среду произошло минимальное: все здания – временные, без фундаментов, на состояние почв не влияют. Но и однодневками их не назовешь: в парке Горького такие же типовые павильончики исправно служат уже третий год.

Кстати, именно парку Горького недавним постановлением правительства Москвы отдана в оперативное управление Воробьевская набережная. Это помогло унифицировать стиль малой архитектуры на всем пространстве от Сетуни до Крымского моста.

Известно, что московская власть хотела бы организовать единый пешеходный маршрут от Воробьевых гор до самого центра города – культурного центра «Красный Октябрь». Но это наталкивается на несогласованность городских программ. Уже идет обустройство пешеходной Крымской набережной – но куда она приведет? Пока единственный вход на нее – с Крымского вала, то есть с Садового кольца. А дальше – глухо запечатанная затяжной реконструкцией и элитными стройками Якиманская набережная, преграждающая путь в центр...

Тем временем московские архитекторы думают над будущим других столичных зеленых зон – Сокольников, Строгино, сада имени Баумана, Зарядья, «Музеона». Куратор недавней выставки «Зеленая Москва», арт-критик Елена Гонсалес сказала, что в 2014 году ожидается крупный проект обустройства территории ВВЦ.